Комментарии

«Человек может быть счастлив только в том случае, если его воля совпадает с волей Господа»

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Виталий Кузьмин
«Человек может быть счастлив только в том случае, если его воля совпадает с волей Господа»

Проповедь благочинного Покровского округа протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти преподобного Антония Печерского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь чтит память преподобного Антония Печерского — святого, являющегося родоначальником монашеского жития на Руси. Он родился и вырос в местечке Любич, расположенном под Черниговом. Там же, спасаясь от мирской суеты и ища уединения, он выкопал пещеру, в которой стал жить и молиться. Но когда Антипа (так звали преподобного Антония до пострига) услышал о великих подвижниках Византии, у него появилось желание увидеть великие святыни Востока. И, несмотря на молодость, он предпринимает длительное путешествие в Константинополь и на Святую Гору Афон.

Давайте подумаем, почему этот молодой парень, которому стоило бы жениться, завести детей и вести хозяйство, от всего отказался и отправился за тридевять земель. Дело в том, что в сердце каждого человека есть непреодолимое чувство потери: мы всегда чувствуем, что что-то потеряли. Именно это чувство заставляет нас задумываться о смысле бытия.  Человек часто смотрит в будущее, иногда даже неосознанно — он как будто ждет какой-то встречи. А Антипа решил не ждать встречи, и отправился на поиски истины.

Почему же он устремился на Афон? По той же причине, что молодые художники едут в Италию: чтобы посмотреть работы старых мастеров. Любое искусство или наука предполагают преемственность опыта. А монашество — это наука из наук и искусство из искусств. Святая Гора Афон — это академия монашества, и Антипа нашел там именно то, что искал — духовное наставничество. Его постригают в монашество с именем Антоний, и он с жадностью начинает перенимать опыт монашеского делания. Когда он приобрел духовный опыт, игумен дал ему новое послушание: вернуться на Родину и насадить иночество в новопросвященной христианской стране. Так, Промыслом Божием в 1028 году Антоний возвращается в Киевскую Русь. Он опять поселился в пещере, чтобы посвятить свою жизнь посту и молитве. Его равноангелская жизнь вскоре привлекла киевскую знать и простых горожан. Люди приходили к нему за благословением, и некоторые даже оставались вместе с ним. Так огонь одного сердца зажег любовью к Богу сердца других людей. Место подвига преподобного Антония постепенно становится обителью, а затем и лаврой — городом монашествующих. Ученики преподобного Антония расходились по всей Руси и основывали новые монастыри, поэтому преподобный считается основателем русского монашества. Однако преподобный Антоний не только основал монашество — он заставил общество пересмотреть свои ценности. К людям пришло понимание того, что является главным, а что — второстепенным.

Особое внимание преподобный уделял молитве. Он всегда подчеркивал, что вера — это в первую очередь живое общение с Богом, а не только соблюдение определенных правил и обычаев. Средством же связи с Богом является молитва.

Преподобный объяснял монахам и прихожанам, как нужно правильно молиться. «Как мы молимся, — спрашивал преподобный Антоний, — к чему в основном сводятся наши молитвы? В основном наша молитва сводится к просьбам». Действительно, мы просим Бога о себе или о своих близких, мы открываем Ему свои желания, однако молитва, согласно учению преподобного, позволяет узнать и желания Господа. Нужно помнить, что Бог тоже хочет открыть нам Свои желания, Свои планы и Свои чаяния. А нам нет большого смысла говорить Богу о своих желаниях, потому что Он и так все знает. Христос в Нагорной проповеди сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф. 6:7—8). Поэтому преподобный Антоний всегда призывал слушать Бога. Однако мы не даем Ему высказаться. Когда мы горячо молимся, мы не слышим Бога. А когда мы горячо молимся? Когда в нашей жизни случается что-то плохое. Преподобный Антоний говорил, что если бы люди слышали Слово Божие, то это помогло бы им избежать многих бед. Апостол Павел призывал непрестанно молиться, но это не значит, что он хотел, чтобы верующие безостановочно читали молитвы и приставали к Богу со своими просьбами. Он хотел, чтобы мы постоянно слышали Его.

Давайте вспомним, как обычно начинается наш день. Мы встаем, умываемся и возносим молитвы. Одни молятся кратко, другие — чуть дольше, однако суть молитвы и тех и других заключается в том, что они просят благословения на день грядущий. После этого начинается бытовая круговерть, во время которой мы почти не задумываемся о планах Бога. Нас это не интересует — мы думаем только о своих желаниях.

Свободная воля или произвол?

Приходим в себя мы только вечером, когда вспоминаем события прошедшего дня, и просим простить, помиловать и сохранить. Мы как будто даем задание Богу, забывая о том, что Он не является регистратором наших треб и тоже хочет высказаться. Куда же мы бежим, почему не можем остановиться? Мы должны устремить взор в сердце свое, ибо в Священном Писании сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20—21).

Нам надо вспомнить о том, что у Бога имеются свои планы, касающиеся нас. Тем самым мы дадим Богу возможность направлять наши действия и задавать вектор. Это очень важно, потому что человек может быть счастлив только в том случае, если его воля совпадает с волей Господа. Только в этом случае в легкие души начинает поступать духовный кислород, и мы начинаем дышать полной грудью. Мы становимся счастливыми во всех смыслах. Когда же наша воля не совпадает или даже противоречит воле Бога, мы задыхаемся и становимся глубоко несчастными. При этом мы можем быть материально обеспеченными и иметь отменное здоровье.

Помоги нам, Господи, по молитвам преподобного Антония всегда видеть волю Твою. Аминь!

Теги:
Преподобный Антоний Печерский
Бог и человек
воля Божия
молитва
духовная жизнь
проповеди
протоиерей Виталий Кузьмин

Православие в Татарстане

Все публикации