Публикации

Взаимное единение и молитва — пути к спасению и благоустроению Русской земли

Взаимное единение и молитва — пути к спасению и благоустроению Русской земли

Мы продолжаем публиковать материалы «Известий по Казанской епархии» вековой давности. Сегодня мы обращаемся к размышлениям казанских пастырей по поводу событий, переживаемых в то время нашей Родиной

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. СХХVII, ст. 1)

Мы являемся в настоящее время свидетелями государственных событий чрезвычайной важности: ради скорейшего доведения войны с жестоким врагом до победного конца, Государь Император Николай II, «в согласии с Государственной Думой, признал за благо отречься от престола Государства Российскаго и сложить с себя верховную власть»; государство оказалось «безгосударным», как говорили наши старинные предки, т.е. без государя; верховная власть перешла к избранному всей Россией благоверному временному правительству, впредь до Учредительного собрания, которое и определит форму государственного правления, долженствующую заменить упраздненный самодержавный монархический строй. Таковы события! Познаем в них не только волю русского народа, но и всегда благую и совершенную волю Всевышнего, Который «владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. IV, ст. 14). Примиримся с этими событиями и поучимся от дней древних, как мы должны вести себя в наступившем новом лете Отечества нашего, чтобы принести свою посильную лепту на дело устроения нашей Родины в переживаемые ею тяжелые дни. Считаем нужным пояснить: мы будем учиться от дней древних петому, какая форма государственного правления наиболее спасительна сейчас для нашей Отчизны. Речь об этом не должна раздаваться с настоящего священного места, потому что христианство призывает верующих подчиняться всякой законной власти. Святой Апостол Павел говорит: «Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Римл. XIII, 1). И Сам Иисус Христос, живя на земле в пределах Римского языческого государства, приглашал своих слушателей воздавать «Кесарево Кесаревы». Христианство в его историческом существовании уживалось и уживается со всяким политическим порядком. Итак, не о формах государственной жизни будет наша речь — политика не дело Церкви; мы побеседуем о тех способах действования и путях, какими наши предки приходили к спасению Отчизны.

Святая Русь уже испытала в своем многовековом бытии «безгосударное» время, во многом напоминающее наши дни. Недовольная своим царем, Москва свергла с престола Василия Шуйского 17-го июля 1610 года, не избравши ему преемника. Внутри страны в населении были раздоры и смуты, а со вне наседали на Русь поляки и шведы. Положение «безгосударнаго» Московского государства стало особенно отчаянным к осени 1611 года, когда в руках внешних врагов оказалась не только западная часть нашей страны, но и самое сердце России — Москва. Тогда-то для спасения Отчизны, под предводительством доблестного князя Д.М. Пожарскаго, создается знаменитое, так называемое, второе ополчение; оно же, под именем «Совета всея Земли», принимает на себя обязанности временного общеземского правительства, заменившего упраздненную царскую власть.

Революция — огромное несчастье для России

Революция — огромное несчастье для России

Сорганизовавшееся временное правительство «ссылается» грамотами со всеми Русскими городами и горячо призывает русских людей встать «за-один» объединиться, чтобы во-первых — отразить Польских и Литовских людей, а во-вторых, чтобы на учредительном собрании — земском соборе избрать постоянную желательную народу государственною власть — «кого Милосердый Бог даст». Надежда на помощь Божию, которая, в конце всего, только и может исцелить великую государственную разруху, это как бы исповедание слов псалмопевца — «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» — эти надежда и исповедание ясно сквозят во всех грамотах, посылавшихся от временного правительства, Вера во всеисцеляющую Десницу Всевышнего захватила и весь народ, и особенно в Понизовье, Поморье и в Замосковном крае — на север от Москвы. Народ не переставал горячо молить о помощи Божией к своему государству, а для действенности своей молитвы наложил на себя добровольный подвиг строгого поста. По сообщению письменных документов того времени люди «постилися по своему изволению от недели и до субботы, а постилися три дня — в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели»; ради строгости поста даже «и скотом своим не даяху ясти»1. Также и члены учредительного собрания — представители Русского народа, съехавшиеся на земский собор в 1613 году, прежде чем приступить к великому делу избрания постоянной государственной власти, очистили свою совесть молитвой и трехдневным строгим постом. В результате народных усилий Русь была спасена: Москва и государство были очищены от внешних врагов, а народные представители избрали носителя верховной власти по своему хотению и по Божьему изволению. Но Русь была спасена только благодаря тому, что русский народ, по призыву временного правительства, встал «за-один», благодаря тесному единению народа, оставившего давнишние смуты и ссоры, благодаря единению, спаянному, как крепким цементом, молитвой к Богу и надеждой на всесильную помощь Божию. Вот поучительная и утешительная для переживаемых нами дней страница из древнерусской истории, подтверждающая справедливость слов псалмопевца: «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж».

Казанская епархия в дни революционных событий февраля–марта 1917 года в Казани

Казанская епархия в дни революционных событий февраля–марта 1917 года в Казани

Возлюбленные! И наше государство, как и Русь начала XVII века, оказалось сейчас, по воле Божией, без государя; верховная власть перешла к благоверному временному правительству, облеченному доверием народа в лице его представителей. И пред нашим Отечеством и его правительством стоит сейчас двоякая задача: с одной стороны—отразить грозного внешнего врага, рассчитывающего на временное замешательство внутри нашей страны, а с другой — со всей серьезной вдумчивостью отнестись к вопросу о форме государственного правления, который будет решаться на предстоящем Учредительном собрании. Для скорейшего успешного достижения этих двух целей нам нужно, подобно нашим предкам начала XVII века, забыть на время наши личные и партийные счеты и споры, не нарушать в тылу мирного течения жизни, встать «за один», объединиться и в крепком взаимном единении и единении с правительством принести все силы нашего ума, сердца и воли на алтарь Отечества. Теперь больше чем когда-либо человеческая сила только в единении, как это легко видеть из следующего наглядного примера.

Можно легко изломать веник, разобранный на отдельные прутики, но никогда Вы не переломите тот же веник, крепко связанный в одно целое. Так и относительно великого русского народа: его легко поразить, если он раздроблен на отдельные части, и, напротив, его невозможно сразить, если он будет представлять собою прочно спаянное целое.

Цементом, объединившим наших предков в начале XVII века в единую дружную семью, способную на мощную внешнюю оборону государства и на плодотворную созидательную работу внутри страны, послужило не только благо Отчизны, но и вера в Бога с горячей молитвой к Нему о Его всесильной помощи. И нам, возлюбленные, нужно теперь особенно усердно обращаться к этому испытанному средству, памятуя, что только «Господь», в конце всего, «крепость людям своим даст», что только «Господь благословит люди своя миром». И при всех наших объединённых усилиях «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Пусть непрестанно несется от нас молитва к Царю царствующих и Господу господствующих:

«Господи Боже наш! Прими усердное моление и благодарение наше пред Тобою, прости вольная и невольная прегрешения наша, благослови венец наступающаго лета Отечества нашего Своею благостию, укрепи, умудри и благослови новых правителей Державы Российской и вложи в сердца всех граждан Отечества нашего послушание правителям России не токмо за страх, но и за совесть. Да будет во всем великом братстве России единение, любовь, мир и всепрощение. Во всех начинаниях и действиях правителей Державы Российской приведи, Правосудие и Человеколюбче Господи, нашу Родину к славе и благосостоянию. Подаждь и воинам земли Российской вкупе с воинством союзников наших победу над врагами, и да утвердится во всех народах земли правда, мир и радость во славу имени Твоего».

Но пусть эта молитва несется не только из уст наших, но и из сердец наших, согретых горячею непоколебимою верою в Бога Промыслителя, содержащего в Своей длани судьбы народов. Тогда эта молитва веры русского народа, объединённого в дружную семью, преданного интересам Родины и её временному правительству отразит внешнего врага от пашей Отчизны и приведет ее к внутреннему процветанию. Тогда эта молитва веры объединённого народа, говоря вообще, спасет Отчизну, как спасла ее в 1-й четверти XVII века.

Протоиерей Н. Писарев

Новая жизнь

Давно назревал совершившийся государственный переворот. Быть может, он оказался бы естественным уже по общему ходу исторической жизни, неминуемо развивающейся в сторону народного самоуправления. Но события последнего времени ускорили возможное в будущем отдаленном. Гибельное само по себе, постоянное правительственное недоверие к обществу и представителям народа не было связано за последнее время с творческим талантом и, что особенно тяжко, с честным служением Матери-России. В тяжелые дни кровопролитной войны, в целях достижения победы и отечественной будущей славы, еще можно было мириться с тяготой и разрухой жизни русского тыла, но терпеть очевидную измену Родине, и даже на ратных полях, безмолвно созерцать гибель Русской государственной силы и народные бедствия, быть немыми свидетелями преступно проливавшейся народной крови, — на это не хватило у Русских людей ни совести, ни сил... Войска перешли на сторону поднявших восстание и организовавших переворот Петроградских рабочих и Государственной Думы... 3-го Марта 1917 года бывший Государь Император был вынужден подписать акт известного отречения от престола Государства Российского!..

Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

В дни перехода от вековой, освященной святою Церковью, Русской старины к неизвестному пока будущему как-то скорбно и жутко на сердце. При том и грозный враг попирает еще родные земли и угрожает столице Государства... Что будет: засияет ли над страдалицей — родиной солнце истинной свободы и истинного процветания?.. Да поможет Господь Бог России. Пока несомненно одно: что совершилось, то совершилось бесповоротно. Отцы и братие! В дни исключительных событии в жизни беззаветно любимой Родины забудем остроту и непримиримость своих партийных споров и личных обид. Дело не в нас, дело в Матери-России, строющейся, страдающей, великой. Она выше нас, она жила до нас и переживет наше земное время. Мы безраздельно подчинились Временному Правительству и твердо исповедуем, что анархия и произвол всюду гибель и смерть. И это последнее особенно в безпримерные дни войны, когда все наши помыслы должны быть направлены к родным окопам и к достижению необходимейшей победы. Только там, на разоренных врагом родных полях, выковывается ныне существо еще пока блещущей Русской свободы. Противник воины — враг России, враг проливающего кровь народа.

В эти грозные дни сольемся как можно теснее с своею паствой и не оставим ее в погибельном для неё одиночестве. Сделаем для паствы всё, что можем: с терпением, с любовью, даже не переоценивая строго значения ошибок Нового Правительства и бедствий тяжкого переходного времени. Успокоим её, заставим приняться за постоянный повседневный труд, — труд во имя ратного дела, во имя победы. Учась сами, будем вразумлять неуклонно и ее смыслу текущих событий. Будем за народ и с народом. Верующие, простые души должны сказать решающее слово... А там, что сделает Бог... Там, после победы, примемся за дружное созидание новой Русской жизни, которая, при нашем старании, может дать не малые блага и Русскому православному многострадальному духовенству. Только больше искренности в отношениях с паствой и преданности святому Православию, только больше сознания, что в рабстве греху и диаволу не живут истинные сыны свободы, только бы нам самим воспрянуть от сна и покоя и, братски объединившись, взаимно поддерживать друг друга. Только бы во главе Русской жизни в будущем не встали люди, отрицающие всякое значение за Христовой Церковью и церковной верой. Только этого должно бояться, и внедрять эту правду в сердца всех пасомых — наш пастырский долг, долг настоящего исторического момента. Будем же созидателями жизни, но не беспомощными свидетелями совершающихся событий: если соль осолится, то не выбрасывают ли се на попрание людям... Повторяем: будущее внешней жизни Христовой Церкви, при новых условиях существования Русского государства, при Божией помощи и пашем братском взаимодействии, может не оказаться хуже недавнего её печального (со стороны внешнего положения) прошлого. Судьбы возлюбленного Отечества нашего в руках Божиих. Божественная же помощь не оставляла России в её тяжёлые годины. Мы твердо верим, что Господь благословит нашу ревность о славе Божией и процветании Русского православного царства и в настоящие великие, исторические дни. Отче наш! Да будет воля Твоя, да приидет царствие Твое.

Редактор «Известий но Казанской Епархии», священник А. Лебедев

Теги:
Известия по Казанской епархии
1917—2017: уроки столетия
Революция
история Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации