Публикации

Священное Писание как основа нравственных ценностей общества

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иерей Димитрий Семин
Священное Писание как основа нравственных ценностей общества

На всем протяжении истории человечества неизбежно виден контраст положительно нравственного поведения человека и поведения безнравственного. Мы согласимся, без всяких сомнений, с той мыслью, что, как и чему человек научен и какое познание приобрел индивид, таково и его поведение. В зависимости от того, из какого морального источника он черпает жизненные ориентиры, таким образом он и будет представлять и строить свою жизнь.

Несомненно, первые познания о миропонимании сообщают человеку его родители. Далее следует знакомство и общение с разными людьми, с различной литературой. И в зависимости от того, информационным потоком какого источника будет питаться человек, соответствующее этому поведение и будет характерно для его жизни.

В настоящее время довольно много источников информации. Это и различная печатная продукция, всевозможные интернет-ресурсы, радио, телевидение и многое другое. Черпая познания из подобных источников, человек формирует свое мировоззрение, определяет для себя смысл жизни или ее бессмысленность (случается по-разному), учится строить отношения с людьми, определяет принципы семейной жизни. И здесь мы можем столкнуться с проблемой: источников информации много, соответственно, много и способов устроения своей жизни, морального поведения и взаимоотношения между человеческими личностями. На этой почве мы встречаем частые конфликты, и, более того, очень нередко неадекватное, агрессивное и даже бесчеловечное поведение. Как и по каким меркам строить человеку свою личностную и межличностную жизнь, чтобы полнота пребывания в ней нравственных интенций стала бы очевидной? Думается, что ответ необходимо искать в той области, из которой и проистекает всякая нравственность, честность и полнота. Такой областью мы можем назвать Закон Божий, содержащийся в Священном Писании.

«Читай Евангелие и помни, что Бог с тобой говорит»

Против современного человечества ведут войну силы секуляризма, пытаясь низвергнуть человека с высоты сакрального в бездну безбожия и порока. Печальную картину наблюдаем мы сегодня: бесчисленные жертвы человеческой агрессии, оскудение численности наций вследствие неподвластных счету детоубийств, информационная война, порабощение молодёжи и всего общества наркотическому неистовству и разврату, подмена и девальвация всех нравственных ценностей, бесчисленные распады семей и пр.

Думается, что причина всего этого в том, что люди не имеют правильных жизненных ориентиров, опираясь на которые они могли бы двигаться к созиданию, благодаря которым сохранялись бы все духовные ценности в их незыблемом достоинстве. Здесь актуально встаёт вопрос религиозной просвещённости общества и опоры на Священное Писание, как на богодухновенный источник всякой мудрости. Священное Писание содержит истину Божественного Откровения. Черпающий в его священных словах духовное руководство и актуализирующий его в своей жизни, человек, вступает в область сакрального, восходит на более высокий онтологический уровень. Человек, всегда имеющий во внимании авторитетность Слова Божьего, освящается, духовные и нравственные ценности становятся для такого человека приоритетными, человек сакрализуется. Вступивши на путь сакрализации, он признает истину Священного Писания как абсолютную доминанту над любой истиной, выражающейся в общественном мнении. Тропа нравственного совершенствования становится для личности необходимой и естественной, и иного пути жизни, для стремящегося к духовной мудрости, не предвидится.

Священник рассказал молодежи о проблеме нравственности в Интернете

Священник рассказал молодежи о проблеме нравственности в Интернете

В современном нам обществе существует множество актуальных проблем. Какие они, эти проблемы, и как они могут быть преодолены и разрешены посредством руководства Священным Писанием? Рассмотрим некоторые из них.

Сегодня в социуме достаточно нередки случаи расторжения семейных союзов, которые в своей интеграции являются фундаментальной основой всего общества. Почему так происходит? И что приводит в движение этот деструктивный механизм разрушения семей, плачевная участь распада которых столь очевидна? Ныне в социальной среде хорошо адаптировалась тенденция легкого, поверхностного, несерьёзного отношения к созданию семьи, и при «неудачной» попытке заключения брака человек всегда может прибегнуть к процессу его быстрого расторжения, считая его аннулированным, и в скором времени совершить повторное бракосочетание, если потребуется далее — третье и т.д. Лживость и обманчивость данного подхода прозрачна: страдают живые люди. Чему же учит Священное Писание в отношении брака? Оно говорит о том, что в браке муж и жена суть одно целое. Отсюда естественным образом проистекают любовь, жертвенность и преданность супругов. Разрыв целого приводит к образованию уже не целого, а части. Человек, хочет он этого или нет, начинает испытывать томление от утраты целого. Множество людей либо не знают, либо пренебрегают этими указаниями Слова Божьего, и институт семьи претерпевает разрушение. Тем же семьям, в которых Слово Божие принимается с благоговением и вниманием, руководство Священным Писанием приносит великое благо любви, полноты и радости.

Семья вчера и сегодня

Острой проблемой социума нашей страны является узаконенное, по сути, детоубийство. Ужасающая статистика этого злодеяния говорит сама за себя. Ежегодно в России жертвами абортов становятся миллионы не рождённых младенцев. Люди либо не знают, либо закрывают глаза на то, что жизнь личности начинается с момента зачатия. Священное Писание хотя и не даёт прямым текстом нравственную оценку этому пагубному явлению, но всё же оно указывает на недопустимость убийства, пусть ещё не рожденных, но уже живых людей. Приведём несколько цитат: «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» (Ис. 44:2); «ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138:13-14); «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер. 1:5). Таким образом, ребёнок, растущий и формирующийся в организме матери, есть живой человек, есть разумная личность. И никто не вправе посягать на жизнь того, кому её дал Бог! Сегодня в лице Русской Православной Церкви осуществляется попытка донести до умов и сердец людей непреложную истину: детоубийство ни коим образом не может быть оправдано, ни в свете Священного Писания, ни под давлением гнетущей совести. И вообще, человеку естественным образом отрадно лицезреть на свое потомство и наслаждаются даром отцовства и материнства в самом чистом и возвышенном смысле этого слова.

Право на смерть без права на выбор?

Право на смерть без права на выбор?

Нравственные ценности здорового образа жизни зачастую оказываются в поле зрения общества, но часто взамен их оно выбирает путь алкогольного, наркотического и никотинового саморазрушения. Данная катастрофа, сильно обрушившись на нашу державу, приносит ей колоссальный урон. Главное, страдает разумное, творческое и волевое начало человека. Происходит деградация человеческой личности, взамен её становления. Слово Божие ясно говорит: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:17). Разве алкоголизм, наркомания и никотин не являются причинами соматического и психического разрушения?! Упомянутые негативные явления вызывают в человеке зависимость, приводят к порабощению и деградации личности. Писание же гласит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно, всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Мы видим твёрдую позицию Священного Писания касательно данных пагубных явлений. И всё же встречаются попытки оправдания со стороны людей своих порочных пристрастий, к примеру, винопития. Желающие доказать свою правоту, ссылаются на некоторые места Священного Писания, где якобы разрешается та манера употребления алкоголя, которая ныне деликатно именуется «культурным питием». На этот необоснованный довод можно возразить, что в Священном Писании нет мест, в которых одобрялось бы употребление алкоголя. Необходимо знать, что в древнееврейском языке существует как минимум 13 слов, обозначающих виноград в различных его состояниях, которые на наш русский язык переведены одним лишь словом — вино. И там, где говорится о благотворном влиянии винограда или его сока на организм человека, люди пытаются усмотреть пользу от алкогольного продукта. Устраивая свою жизнь в соотношении со Священным Писанием, человек приобретает счастье в здравом, разумном и трезвенном образе бытия.

Исповедь алкоголика

Корень зависимости — в оскудении духовности

Человеческой агрессии различных масштабов сейчас исполнена вся планета, оставив добро, человек полностью устремляется ко злу. Слово Божье строго обличает подобное аморальное поведение личностных существ, предлагая человеку путь взаимной любви и братской помощи.

Мы рассмотрели лишь малую часть тех острых вопросов, которые стоят перед современным обществом. Прочие же проблемы аналогично получают разрешение путём следования Священному Писанию.

Таким образом, мы видим, что Священное Писание является основой нравственного образа поведения и духовных ценностей общества, и человек, актуализирующий непреложные истины Слова Божия в своей жизни, приобретает несравнимо высшее благо по сравнению с теми, кто пренебрегает и отчуждается от этого богодухновенного источника. Но здесь важно и необходимо всегда помнить, что нужно правильно понимать и толковать слова Священного Писания для того, чтобы принять объективную истину, выраженную в Слове Божием, а не обмануться, приняв за истину ложный плод нашего собственного мудрования. Поэтому толкование Священного Писания должна всегда соблюдаться в строгой корреляции с толкованием тех, авторитетность которых вне всякого сомнения. Церковь именует их святыми отцами. При таком условии понимание священных текстов будет восприниматься читателем максимально верно. И тогда руководство Священным Писанием будет способствовать человеку в его становлении как высоконравственной, духовно развитой и свободной от всякого негативного влияния личности. В обществе же, состоящем из таких людей, нравственные ценности всегда будут занимать первое место в системе жизненных приоритетов.

Теги:
Священное Писание
нравственность
Церковь и общество

Православие в Татарстане

Все публикации