Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Петропавловском соборе Казани

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Петропавловском соборе Казани

17 сентября 2017 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе города Казани. После чтения воскресного евангельского зачала (Мф. 22:35-46) правящий архиерей обратился к молящимся со словом проповеди.

Фарисеи всё время искали способ в чём-то уличить Господа. Однажды подходит некий фарисей ко Христу и говорит: «Какая заповедь самая большая?» А что спрашивать? Ведь Моисей говорил и оставил заповеди, данные Самим Богом. Но Христос смиренно повторяет: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Как-то раньше не обращал особенного внимания на эти утверждения Спасителя. Представьте: Христос сказал, что в этих двух заповедях все законы и нормы Божии. У нас невольно возникает вопрос: а как же другие заповеди — не убей, не укради, не прелюбодействуй, не пожелай… Давайте подумаем. Все последующие заповеди вытекают из этой заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что такое убийство? Это грех против кого? Против Бога, ибо не ты создал, не тебе жизнью и смертью командовать; но и против ближнего. Что значит «не укради»? Любая вещь кому-то принадлежит, как и на поле выращенный урожай. Если кто-то скажет, что он взял что-то, никому не принадлежащее, — такого не бывает. Даже если берёшь что-то у природы против закона, ты крадешь у Бога. «Не прелюбодействуй» — это запрет грешить против ближнего, как и все иные заповеди.

Вернемся к первой заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Если кто-то спрашивает, любим ли мы Бога, ответ будет один: «Конечно, я же верующий человек». А теперь открой книгу своего бытия и сравнивай жизнь, поступки с заповедями и нормами, которые оставил Бог. От твоей словесной любви, когда ты говоришь «люблю Бога», мало что останется. Там больше противного, не любви к Богу, а некоего богоборчества. Самое главное выражение веры и любви к Богу — через личную жизнь, через взаимоотношения с ближними, через наше понимание веры и заповедей. Нам иногда трудно об этом слышать — легче пойти в храм и сказать после, что был там, что ходишь в церковь каждый день. Свечку поставим и хвалимся, да еще и добавим: «Я записки написал, я ближних своих поминаю». А в реальной жизни мы оказываемся такими же, как и люди, далекие от веры. Случаются какие-то неприятности в нашей жизни со здоровьем, с работой, в семье, — и мы бунтуем против Бога, не принимаем скорби и беды как попущенные за грехи наши. Редко говорим в моменты наших скорбей: «Да будет воля Твоя», — наоборот, делаем всё, чтобы случившееся с нами не принять как волю Божию, а подчинить своей воле. Нередко это делаем в ущерб ближнему, со злобой, с упрямством, обвиняем в случившемся не себя, а других.

Я очень часто говорю: где мы? где наша любовь к Богу? где наша вера, русских, православных, имеющий православные корни людей? где свидетельство перед Богом? Воскресный день — и сколько нас здесь? Чего мы ждём в неверии нашем? Где наши дети и внуки? Почему мы не учим их любви и вере отцовской? Мы живём двойными стандартами — не отступая от мира, немножко даём Богу. Но Сам Господь сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Эти слова Христа должны постоянно быть в нашем сердце. Что бы в течение дня мы ни делали, с какими бы жизненными обстоятельствами ни сталкивались, будем спрашивать себя: любим ли мы Бога? У тебя вопрос, почему ты страдаешь и любит ли тебя Бог? Опять открывай книгу жизни: найдешь, что, наверное, ещё большего наказания достоин за свою непутевую жизнь, за свои нарушения. Вы скажете: «Не убивал, не крал»? Это так и не так. Сколько раз мысленно мы готовы были уничтожить своих кажущихся врагов, всяческого зла желали им. Это наша любовь? Это наша вера? Это наше пустое сердце, не наполненное добрыми чувствами!

Вот из этого надо исходить во взаимоотношениях, помнить о данной Христом заповеди любить ближнего как самого себя. И когда наши интересы не совпадают, вспоминать эти слова. Ты возлюбил или возненавидел? Ты простил или же начал враждовать? Остановись, когда кровь кипит и возмущается против ближнего. Остановись и вспомни: Бог терпит нас и мы тоже должны терпеливо относиться к ближним. Если исполним эти заповеди, то и мир в душах наших и мир с Богом пребудут. Аминь.

Теги:
Митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
проповеди
любовь к ближнему

Православие в Татарстане

Все публикации