Публикации

Куюки: надежда на возрождение

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Евгений ПЛАСТИНИН
Куюки: надежда на возрождение

Асфальт закончился, позади Лаишево, впереди колдобины бездорожья, но это только в начале — потом более-менее ровная грунтовая дорога по полю, которая ведет к селу Куюки.

Все, что здесь напоминает о бывшем селе — это церковь. Так было принято: если в поселении был храм, то оно считалось селом, а если нет — деревней.

Сокровенное место

Покровская церковь хоть и не уникальной архитектуры, но впечатляет качеством и фигурным рисунком кирпичной кладки. Снаружи храм смотрится небольшим, но когда заходишь внутрь, кажется огромным.

Пространство храма накрыто кирпичным сводом, штукатурка обвалилась, и видно, как кирпичик за кирпичиком создается своеобразное кружево свода; глядят на нас проемы окон с коваными решетками, сохранились белокаменные плиты на полу, вытесанные округлые ступени амвона перед алтарем, на стенах — сохранившаяся местами роспись… Все это приводит человека, оказавшегося внутри, в то мистически трепетное чувство, которое себе не объяснишь, но точно ощущаешь, что это место сокровенное.

Вспоминая былое

Николай Петрович Колондаев, с которым я встретился, поведал о селе, где он родился, где жили его отец и дед:

«До 1917 года здесь было более трехсот дворов, школа. Храм построен в 1880 году на средства помещика Есипова, который жил неподалеку в собственной усадьбе. Дед революцию не принял. Рассказывал мне, что раньше люди жили своим трудом, растили хлеб, держали скот — в селе был порядок. Дедушка был противником коллективизации, вел личное хозяйство, но потом «плюнул на все» и в 1928 году вступил в колхоз, отдав в общее пользование всю скотину и инвентарь. Поэтому-то, наверное, избежал раскулачивания.

Церковь закрыли где-то в 30-х годах; люди иконы домой разбирали, и у нас в доме было много икон в красивых золоченных окладах из этой церкви: отец, когда в город уехал, с собой их забрал. В церкви зерносклад был, механизаторский двор (трактора, сельхозтехнику ремонтировали). После 1961 года, когда стали паспорта давать, люди (особенно молодежь) начали в город уезжать, село потихоньку умирало; сегодня оно уже почти вымершее, с десятком полузаброшенных домов».

Жить для души

Николай Петрович не бросает родовое место: держит пчел, ухаживает за местным кладбищем, привлекая земляков в качестве помощников. А еще он очень переживает за церковь: стоит никому не нужная, ветшает. «Были бы у меня деньги, я, не задумываясь, восстановил бы ее — для души!» — делится он своими мыслями.

Место здесь, действительно, замечательное: неподалеку красивая река Мёша, Лаишево, Камское море; земля плодородная, а тишина такая, что слышно, где какая птица поет… Прямо у деревни можно увидеть оленей, кабанов, зайцев и другую живность.

Есть у моего собеседника надежда, что село возродится: вот уже и газ подвели почти к самым Куюкам, а если сделают асфальтированную дорогу — люди сюда потянутся.

Конечно, это уже будут не совсем те Куюки, что были когда-то, а скорее всего — коттеджный поселок. Но главное, чтобы село возродилось, чтобы люди здесь жили дружно, растили детей, поддерживали друг друга, чтобы восстановили этот чудесный храм и на Покров Пресвятой Богородицы в этом селе вновь совершалась Божественная служба, был слышен смех, веселье, а в домах прописались радость и любовь.

Источник: приходская газета Спасо-Преображенского храма села Большие Кабаны

Теги:
Куюки
Лаишевское благочиние
рассказы
история Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации