Публикации

Малый храм Раифской обители

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
протоиерей Евфимий Малов
Малый храм Раифской обители

В Раифском Богородицком мужском монастыре рядом с въездными воротами в северной части ограды обители расположен храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь высокая, но имеет настолько малую площадь храмовой части, что в ней может разместиться совсем небольшое количество человек. Для того, чтобы подробнее узнать об этом храме, обратимся к историческому описанию, составленному протоиереем Евфимием Маловым (Издание Раифской пустыни, 1880).

...Вход к ней идет по узкой лестнице. Когда основана была эта церковь, не известно. Прежде она была во имя святого Алексия, человека Божия, а в конце прошлого века (18-го — ред.) она называется уже церковью Суда Божия. B 1794 году церковь эта, как пришедшая в ветхость, требовала возобновления. В 1794 году на церкви Суда Божия, где Алексиевские покои, верхнюю и нижнюю крышу предположено было сломать, поставить новые стропилы и покрыть новым тесом.

Игумен Венедикт сообщал епархиальному начальству, что возобновление этой церкви принимает на себя полковница Надежда Ивановна Киселева. Церковь, действительно, была ею возобновлена.

Игумен Венедикт получил благословение преосвященного освятить эту церковь, и она была освящена им 23 августа 1795 года соборно с кафедральным протоиереем Георгием. И при этом возобновлении и освящении, вероятно по желанию возобновительницы, церковь была переименована во имя святой мученицы Софии и трех дщерей ея: Веры, Надежды и Любви.

Церковь иконостасом была украшена алтарною одеждою, снабжена благотворительницею без недостатка.

В иконостасе, вверху над царскими дверями, в вензеле крупные слова: 1795 от Р.Х. Во втором ярусе, над местными иконами, в клеймах изображено олицетворение Евангельских слов: 1) Взалкахся и дасте Ми ясти (Спаситель в белом одеянии и окружен светом; на левом Его плече голубой плащь. В стороне от Спасителя нищелюбец кормит алкающих — бедное семейство); 2) Возжадахся и напоисте Мя (изображение подобное); 3) странен бых и введосте Мене; 4) болен и постисте Мене (Спаситель лежит на облаках, смотрит вниз и указует рукою, а внизу — больница, в коей двое больных лежат на кроватях, а три человека оказывают им помощь. Внизу иконостаса, в 4 клеймах, одна притча о милосердном Самарянине.

Спаситель, на иконе по правую сторону царских врат, изображен в красном хитоне и голубом, на правом плече, плаще; вверху Его — херувимы. В левой руке Спасителя Евангелие, раскрытое на словах: Яко же возлюби мя Отец... сия есть заповедь моя (Иоан, 15 глав.).

Божия Матерь, на иконе по левую сторону царских врат, изображена отроковицей, покрытой длинным покрывалом, или плащем. Руки Ея сложены на груди крестообразно. Под этими иконами написаны тропари: «Пречистому Твоему образу...» и «Милосердия сущи...».

На царских вратах четыре, так сказать, благовещения: 1) повеление Архангелу от Бога; 2) Благовещение Божией Матери от Архангела: 3) благовещение святой праведной Анне о зачатии Девы Марии и 4) святому праведному Иоакиму о том же.

В 1826 году июля 14 дня игумен Раифской пустыни Аркадий доносил, что в бывшую, июля 10 числа по полудни в 9 часу во время всенощного бдения, грозу от последовавшей молнии с громом на Софийской церкви, стоящей с северовосточной стороны с корпусом келлий, загорелась глава. Глава и укрепление поставленного креста обгорели, запорную задвижку у входной в церковь двери отшибло, стекла в оной двери и много в окнах выбило, иконостас опалило; состоящая с северной стороны каменная оградная стена, при ветхости от громовых ударов повредясь, Июля 12 числа совершенно разрушилась и упала. Под коею, как после было осмотрено, фундамента забучено не было, а складена оная была на подставленных небольших деревянных столбиках, кои сгнили. Об этом обстоятельстве постановлено было донести св. Синоду, а повреждения исправить. Игумен Аркадий Преосвященнейшему Иону, архиепископу Казанскому и Симбирскому, докладом изъяснил: что на устройство разрушенной молнией оградной стены материалов, как то извести и кирпичей в готовности не имеется, да и на покупку оных монастырской неокладной суммы достаточного количества нет, а потому и просил для устройства на Софийской церкви главы, покрытие на ней кровли листовым железом и на поправление обгоревшего иконостаса, равно и на устройство каменной оградной стены материалов, извести и кирпичей и на платеж каменщикам дозволить употреблять в расходы монастырскую церковную сумму. Его Высокопреосвященство 21 февраля 1827 года церковной суммой воспользоваться дозволил, с сохранением однако всевозможной бережливости.

Теги:
Раифский монастырь
история Казанской епархии
протоиерей Евфимий Малов

Православие в Татарстане

Все публикации