Публикации

Храм Божий, как место воспитания

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Известия по Казанской епархии
Храм Божий, как место воспитания

Беседа в день Введения во храм Пресвятой Девы Марии

В настоящий день, посвященный воспоминанию такого события из жизни Пресвятой Богородицы, когда Она, будучи трехлетним младенцем, была приведена своими родителями на воспитание в храм Иерусалимский, и наши мысли как-то невольно останавливаются на современном воспитании и образовании наших детей, наших юношей и девиц.

Ни для кого ведь не тайна, да никто, кажется, и не хочет скрывать того, что современное воспитание и образование юношества далеко еще не соответствует тому требованию, какое вправе ожидать от него христианское общество. Прислушайтесь внимательно хотя бы к тем упрекам и укорам, какие нередко слышатся от родителей по адресу воспитателей и учителей их детей. Разве нет доли правды в таких явлениях, наблюдающихся в жизни, когда родители, нежно любившие своих детей, прививавшие им в семье семена правды, истины, добра и красоты, лишь только помещали этих детей в какое-нибудь учебное заведение, так должны были расставаться с этими дорогими свойствами своих детей? Разве всегда уже ложны уверения родителей, что дети их, с поступлением в учебное заведение, утрачивали свою откровенность к родителям и окружающим людям, пятнали свою детскую невинность и простоту, становились как бы хуже в школе, чем были до поступления в нее?

С другой стороны, не закрывайте своего слуха и от тех убежденных, вполне справедливых, обоснованных на долгом опыте суждений и толков, какие высказываются воспитателями и педагогами. Эти труженики, всю жизнь свою отдавшие делу образования и воспитания юношества, всю душу свою положившие во благо своих ближних, на пользу чужих для них детей, а не своих родных, как часто должны быть свидетелями того, что семья, общество, не только не помогают им в деле воспитания, а скорее затрудняют его, прямо вредят ему. Мальчик или девочка из семьи, и семьи интеллигентной подчас, привносить с собой в школу, в свою товарищескую среду, такие навыки и привычки, о которых и дитя улицы не имеет понятия. Гордость пред сверстниками, тщеславие своим родопроисхождением, презрение к низшим и бедным, разве все это не наследие, доставшееся школе от семей более и менее обеспеченных, родовитых? Пренебрежете к своим прямым, ученическим обязанностям, поверхностно-презрительный взгляд на самих воспитателей, делающих свое дело якобы для куска только хлеба, разве это не задатки, привнесенные в школу из недр самой семьи?

Да, нужно сознаться, что как родители в своих суждениях о школе, воспитывающей их детей, нередко бывают правы, так, с другой стороны, и школа не без основания обвиняет самую семью за недочеты школьного образования и воспитания. Это взаимное обвинение, эта борьба, подчас искусно так скрытая, с каждым годом сказываются все яснее и сильнее.

И мы, в своей беседе с церковного амвона, вовсе не хотим решать вопроса о том, кто из них будет победителем.

Нет, пользуясь примером Богоизбранной Отроковицы, все свое детство и отрочество проведшей под сводами храма, мы хотим только указать родителям и воспитателям на то истинное воспитание, пример какого являет эта Святая Дева.

Вера в Бога, преданность Его воле, терпение, смирение, целомудрие, непрерывное стремление к Богу, — эти святые свойства, украшавшие Святую Деву Марию, разве они нежелательны и в каждом из воспитывающихся юношей и девиц? Разве воспитатели не должны стремиться к тому, чтобы этими свойствами украшались воспитываемые ими? Разве родители не должны заботиться о том, чтобы эти свойства были присущи их детям?

А между тем, в современной жизни мы видим вовсе не то. Безверие и неверие, самонадеянность и гордость, отсутствие скромности и послушания, — вот те черты, какие нередко сопутствуют нашему учащемуся юношеству.

Да и откуда наша юность может позаимствовать те святые свойства, какие украшали собою Святую Деву? Святая Дева Мария с трёхлетнего возраста воспитывалась под покровом храма, пред Нею были постоянные примеры носителей этих свойств. А наши дети что видят пред собой? Целую неделю они проводить за своим прямым делом; нередко недосыпают, недоедают и недопивают. Наступает день седьмой, покой для души и тела; но покоя этого они не видят. В воскресные и праздничные дни и накануне их открываются публичные зрелища, собрания для забав и удовольствий; дети видят, как родители их и воспитатели, забывши святость этих дней, спешат в места различных забав и увеселений, а за ними спешат туда и они, иногда даже без спроса. День покоя и отдыха утерян, храм Божий, куда, может быть, стремилась детская душа, забыт. А вместе с этим забыты и те святые свойства, порывы верующей души, которые могли бы украсить беспечальную юность.

Там, среди всевозможных забав и увеселений, эта юность хочет искать себе развития умственного и эстетического, и только забывает о развитии религиозном, нравственном. Забыв то, что едино на потребу, она забывает и жизнь своей души. И так вот идет жизнь от колыбели до могилы. Но говоря так о современных зрелищах, которым ныне нет числа, мы не хотим тем сказать, что все они вредны для человека и его души. Признавая за ними, но не всеми, конечно, некоторое воспитательное значение, мы хотим только указать на то, что безвременность тяжело может отзываться на воспитании современной юности. Указывая на пример Святой Девы Марии, воспитавшейся под сенью храма и воспитавшей в себе святые свойства души, мы не хотим требовать подобного же воспитания и от всех современных нам детей. Это удел для немногих, а для большинства же было бы достаточно и того, если бы они раз в неделю под сводами храма воспитывали в себе святые добродетели, украшавшие Святую Деву Марию.

И кто знает, быть может при постоянном памятовании дней праздничных и воскресных, как родителями и воспитателями, а с ними вместе и учащимися, изгладились бы и те разногласия, какие существуют между родителями и воспитателями? Быть может, и свойства детей, о которых с сожалением, как об утрачивающихся, скорбят теперь родители, и которых тщетно ищут в своих питомцах их воспитатели, проявились бы тогда, когда и родители, и воспитатели, и учащееся юношество исполняли святой завет: помни день субботний, еже святити его...

Да послужить же образ Богоизбранной Отроковицы, представшей в храме Иерусалимском в день Ее введения, да послужит и всем нам, родителям и воспитателям, учащим и учащимся, постоянным примером того, как подобает в доме Божием привитать [пребывать].

Известия по Казанской епархии, 1909 год, №43

Теги:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
воспитание
проповеди
Известия по Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации