Публикации

Заповеди блаженства: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Валерий АППАКОВ
Заповеди блаженства: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Суть этого блаженства становится понятной из слов, сказанных Спасителем в Нагорной проповеди: «Светильник для тела есть око. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6:22-23). К этому следует добавить сказанное в другом Евангелии: «Извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23).

Человек может повредить свое око, то есть глаз телесный, или потерять зрение по болезни и, ослепнув, погрузиться во тьму. А можно, к примеру, завязать глаза и ослепнуть понарошку, на время игры. Или, скажем, надеть солнцезащитные очки, и взглянуть на мир по-другому.

Но это все внешнее, физическое. А между тем зрение человека меняется не только, и даже не столько физически, сколько духовно — извнутри, как и говорит об этом Господь. Ведь от того, чем наполнено сердце, зависит нравственный ракурс мировоззрения и духовное состояние человека в целом. Зло, исходящее из сердца затемняет око, делает его завистливым, гордым, безумным. И тогда человек, оскверняясь, становится темным.

«Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23) Это похоже на шутку. «Что-то не пойму, рубашка на тебе белая или серая?» — «Конечно, белая! Если бы она была серая, она была бы черная».

Есть замечательная притча, которую часто рассказывает известный миссионер. Три монаха поздним вечером увидели брата, перелезающего через монастырскую ограду и направляющегося в ближайшее селение. «Это вор, — подумал первый. — Он украл что-то и понес продавать». «Это блудник, — решил второй. — У него там любовница». А третий монах сказал: «Брат мой подражает Николаю Угоднику, тайно совершая милость во славу Божию». Итак, все трое видели одно и то же, но оценили по-разному. Каждый увидел свое — в соответствии с тем, чем было наполнено его сердце.

И это потому, — и об этом притча, — что картину, которую человек видит снаружи, он пропускает через сердце. А оно, исходя из своего содержания, духовно настраивает и фокусирует око, давая нравственную оценку увиденному. То есть физический глаз — это всего лишь объектив, фиксирующий картину мира. Примерно так, как это делает видеокамера. А оком, о котором говорит Господь, является сердце. В молитвах мы просим Его и Богородицу просветить «очию сердца моего, моя умныя очи сердца» (1-я и 5-я молитвы по Святем Причащении). Оно, приняв снаружи бесстрастную картинку, извнутри окрашивает ее худым лукавством или чистой детской простотой. И тогда тьма сердечная помрачает и оскверняет безумца, а свет Христов просвещает и освящает всякого человека, стремящегося к сердечной чистоте.

Все святые имели чистое сердце

В общем: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:15). «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Сердце всегда занято тем, что для него дорого, что оно любит и к чему привязано. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).

Свинья любит грязь, и сердце ее — в грязи. А сердце, очищенное благодатью, увидит Бога и потому взывает день и ночь: «сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Свет и Путь и Истину и Жизнь (Ин. 8:12; 14:6), и лицом к Лицу узрят Христа Спасителя, «возлюбившего нас и омывшего нас от грехов наших Кровию Своею и сделавшего нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:5,6).

И оскверненные сердцем тоже увидят Христа, но не найдут в этом блаженства: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7).

Теги:
Заповеди блаженства
духовная жизнь
Бог и человек

Православие в Татарстане

Все публикации