Публикации

Митрополит Феофан: «Голгофа, через которую сейчас проходит Россия, обернется очищением»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Митрополит Феофан: «Голгофа, через которую сейчас проходит Россия, обернется очищением»

7 апреля 2018 года, в преддверии праздника Пасхи Христовой, сайт электронной деловой газеты Татарстана «Бизнес онлайн» разместил статью митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.


«Едва родившись, мы начинаем умирать. Но если смерть — конец всему, то тщетна человеческая история»

Пасху, или Светлое Христово Воскресение, в русской культуре традиционно считают одним из самых широко празднуемых в нашей стране религиозных праздников, возводя ее в ранг едва ли не общенационального торжества. Это во многом справедливо, но при этом забывают, что Пасха — сверхнациональна и что она ни в коей мере не может быть праздником какого-то одного народа или государства. Христос начинал Свое пророческое служение в Галилее, за что Он и получил прозвище Галилеянина, но ведь никому в голову не придет именовать Его за это галилейским философом или пророком. Потому что Христос приходил ко всем людям, ко всему человечеству, и все Его деяния имеют общемировое значение. Недаром почти каждому — и верующему, и не верующему — хорошо известны слова апостола Павла: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). То есть, в христианстве нет ни национального, ни социального различия — Спаситель не являлся какой-то отдельной общественной группе, Он не Бог какого-то племени или замкнутой касты. Наоборот, через него нам открываются двери в бесконечное.

Особенность славянского народа в том, что он с какой-то поразительной открытостью воспринял весть о Христе в целом. А поскольку Воскресение Христово является кульминацией православной веры, её наивысшим звучанием, то именно Пасха стала для нас самым любимым христианским праздником. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор. 15:17). Ведь в чем суть христианства? В том, чего прежде на земле никогда не было — в соединении Бога и человека (отсюда термины, так широко распространенные в религиозной философии, — Богочеловек и богочеловечество). В этом соединении, сплетении человеческого и божественного — не просто акт прощения падшего «ветхого Адама». Это невозможно, хотя Бог может всё. Но и человек должен пройти весь путь искупления, чтобы очиститься. Однако человек не мог этого сделать самостоятельно, его природа была повреждена грехом, и на протяжении целых тысячелетий он не мог справиться с самим собой. Сколько было отступлений и падений в мировой истории, и как далека она была и остается от своего истока — того истока, где берут начало райские реки и где у сада Едемского был поставлен херувим с пламенным мечом. Современным людям это кажется далёкой сказкой, но о всемирном потопе, посланном в наказание за отступничество, свидетельствует не только Библия, но и шумерские сказания, и легенды многих других народов, и научные свидетельства. Тогда Бог не пощадил человечество, но дал шанс одному из многих, Ною с его семейством, стать прародителем новых людей. То время для нас невнятно и подёрнуто сеткой дождя, который шел 40 дней и ночей. Но оттуда в будущее прокладывается тропинка искупления, которая постепенно приводит человека к временам Христа и к Его Воскресению.

Если бы потомки Ноя не знали больше духовных падений, то и не было бы никакой необходимости Сыну приходить на землю. Но мы знаем эти этапы ветхозаветной истории: избрание народа еврейского, потом плен египетский, освобождение из плена и всё новые и новые падения. И так постоянно — от одной бездны к другой. Так стало ясно, что самостоятельно человек просто не в силах выйти из порочного круга повреждённости. Тогда Бог отправляет к людям Своего Сына, Который воплощается в человечестве.

Когда Адам был изгнан из райского сада, все двери назад стали для него наглухо закрыты. Но чудо Христова рождения как раз заключается в том, что оно дает потомкам Адама надежду на возвращение. Христос принимает на Себя человеческую природу и тем самым как бы излечивает ее, просветляет идущей от Него силой — и через распятие на кресте, и через последующее Воскресение.

Воскресение — это тот вектор, который Спаситель задал для нашей временной жизни. Ведь, едва родившись, мы начинаем умирать, и каждый наш новый день — это еще один рубеж, пройденный на пути к смерти. Никто не избежал этого, и если смерть — это конец всему, значит, тщетна не только вера наша, но и вся человеческая история. Однако Христос на личном примере показал, что через Воскресение человек приобретает бессмертие.

«Знаете, на Камчатке и Сахалине иногда натягивают веревки, чтобы не сбиться с пути. Также и закон — это нить в руках»

Адам и Ева до своего изгнания из рая были бессмертны, а будучи уже на земле, жили по современным меркам очень долго, как и многие их потомки. Библия рассказывает, что «всего дней жизни Адамовой было 930 лет», его сын Сиф жил 912 лет, а Ной прожил едва ли не дольше всех — 950 лет. Но затем, как рассказывает Ветхий Завет, Бог сократил дни человеческой жизни до 120 лет, и это и есть тот максимальный ресурс нашей жизнеспособности, который подтверждается в том числе наукой. В реальности же люди в большинстве своем живут много меньше отмеренного им по этой шкале, что лишний раз свидетельствует о нашей поврежденной природе.

В связи с этим мне часто приходилось слышать: «Человеческая жизнь так коротка — разве этого хватит, чтобы обрести спасение?» Тем не менее, не забудем, что иногда для этого достаточно одного мгновения. Об этом нам свидетельствует пример разбойника, который вместе с Христом был распят на Голгофе. Он всю жизнь провел в нарушении норм не только Божеских, но и человеческих, и именно за это был приговорен к смерти — самой позорной по тем временам (в Древнем Риме такая смерть считалась наказанием для рабов). В Предании этот человек получил имя благочестивого разбойника, нередко можно увидеть иконы с его изображением. Но как же так — ведь человек, распятый по правую руку от Христа, ничем, казалось бы, не заслужил спасения? Однако для того, чтобы искупить свою жизнь и раскаяться, благочестивому разбойнику хватило нескольких мгновений. Он одергивал своего товарища, который хулил Христа, будучи распятым по левую руку от Него: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» (Лк. 23:40). При этом он поверил, что Христос — не просто человек, а Бог, о чём говорит его фраза, обращенная к Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!». На что Христос, как известно, ответил ему: «Ныне же будешь со мной в раю!» (Лк. 23:42-43). Так благочестивый разбойник стал первым человеком, который проделал путь, недоступный прежде даже ветхому Адаму. Но если бы с ним не случилось этого чуда преображения на Голгофе, даже тысяча лет жизни не могли бы ничем ему помочь в деле духовного возрождения.

А сколько Церковь знает случаев, когда перед лицом опасности, во время Великой Отечественной войны, люди обращались к Богу с молитвой, и Господь оставлял их живыми! После этого они преображались и чаще всего посвящали себя служению Создателю. В отношениях Бога и человека время не так важно, а для вечности достаточно одного мига. Наверное, потому, что время линейно, оно имеет свое начало и конец, а вечность сжата в точку, так что секунды и минуты ближе к бесконечности, чем века и тысячелетия.

Говорят, что Закон дан Богом человеку для того, чтобы он мог понять — самостоятельно всех его требований он никогда не сможет исполнить. Чем больше человек вглядывается в себя, тем больше понимает свою греховность. Когда мы смотрим на мир обычными глазами, мы ведь многого не видим. Но бытие настолько многослойно и разнообразно, что для того, чтобы по-настоящему заглянуть в него, обычных глаз недостаточно. К примеру, если мы возьмем микроскоп, мы убедимся: чего только не летает вокруг нас в собственном нашем доме! Так и в душе человеческой: чего только там нет, о чем мы даже не подозреваем! Конечно, трудно сказать о ком-то, что он полностью, от А до Я, исполнил нравственный закон. Всегда если не в его поступках, то в его душе найдутся мельчайшие частицы, которые нарушают заданную Законом гармонию. На шее у грешного человека — даже не камень, а мешок с песком, поскольку грех слагается из мельчайших песчинок дел и мыслей. Поэтому без любви Божией Закон невозможно исполнить, и мешок с песком неизбежно утянет нас ко дну.

Закон без Любви и Благодати вообще может быть страшен. Скажем, фарисеи и книжники, которые распяли Христа, были по внешней форме Закона самыми точными его исполнителями. Сделало ли это их праведниками? Нет, наоборот, они стали богоубийцами. Поэтому бессмысленна форма, не наполненная Любовью. Когда православные верующие стремятся соблюдать все посты и при этом ссорятся с близкими и соседями, гневаются, — это всего лишь следование форме. Да, внешнюю форму ты исполнил, а внутри всё кипит! Поэтому Закон — это просто некая направляющая наших действий. Знаете, на Камчатке и Сахалине в зимнее время иногда натягивают веревки для того, чтобы не сбиться с пути? Также и Закон — это нить в руках, которая может вывести нас из лабиринта. Но Бог не управляет нами вручную, Он не надевает на нас узду, чтобы направлять, куда ехать. Бог лишь дает нам возможность.

В истории России Пасха всегда поддерживала дух народа в самые тяжелые для него времена. Возьмем Смутное время или Раскол — там Пасха пополам со слезами. Нашествию Наполеона и его «двунадесяти языков» тоже предшествовало майское Светлое Воскресение (в 1812 году Пасха пришлась на 4 мая). Первая мировая война, Вторая — каждая эпоха накладывала свой отпечаток на осмысление Пасхи. Каждому православному христианину понятно, что к Голгофе Христа привели наши грехи. И точно также к Голгофе России 1917 года привели грехи тех, кто жил тогда в Российской империи. Но без Голгофы не бывает Воскресения. И я глубоко уверен: та Голгофа, через которую сейчас проходит Россия, обернется для нас очищением. Мы воскреснем — я в это твёрдо верю.

Теги:
Пасха Христова
Воскресение Христово
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации