Архипастырь История Монастыри и храмы Духовенство Епархиальные структуры Архипастырь История Монастыри и храмы Духовенство Епархиальные структуры

Православный храм

Православный храм

В православном храме

Внутренний вид храмаХристианин Запада, придя в православный храм на Божественную литургию, оказывается в ином мире.

Сначала он входит в церковь, форма, убранство и украшение которой не только подчинены традиции, но обладают собственной значимостью. Пройдя через внутреннее крыльцо, или нартекс, он оказывается в нефе, имеющем форму не привычного прямоугольника, а квадрата, совершенно пустого, если не считать нескольких стульев, предназначенных для больных и слабых. Он поднимает голову, и с высоты центрального купола на него величественно смотрит Христос Вседержитель. Вокруг поддерживающего купол барабана — пророки, апостолы, ангелоподобные исповедники, а на окружающих купол сводах — херувимы и серафимы, четверо евангелистов, сцены из жизни Христа; из сцен этих обычно выделяются те, что отмечены в церковных календарях. Ниже по стенам предстают изображения монахов и аскетов, мучеников, исповедников и учителей; сонм святых окаймляет собою и как бы включает в себя все молитвенное собрание.

Сзади, на западной стене нефа, изображено "Успение" Девы Марии, а на восточной его стороне возвышается украшенная иконами преграда, иконостас, отделяющая алтарь от нефа. Она может быть сравнительно низкой, а может и доходить до самого свода. В центре ее — двойная дверь, по бокам — одинарные. На высоком иконостасе, как правило, воспроизведены темы фресковых или мозаичных украшений нефа. Справа от центральной двери, или царских врат, располагается образ Христа Вседержителя, слева — Божьей Матери с младенцем Христом. На самих царских вратах изображено Благовещение, а на южных и северных — архангелы Михаил и Гавриил или святые диаконы. Непосредственно над царскими вратами представлена Тайная вечеря. Второй ряд составляют иконы, изображающие спасительные деяния Христа в Его земной жизни, которым посвящены важнейшие праздники церковного календаря. Над ними, в третьем ярусе, располагаются апостолы, повернутые в молитвенном предстоянии к центру, где восседает на троне сам Христос, а по его сторонам — двое главных ходатаев за род человеческий, Богородица и Иоанн Креститель. Бывает и четвертый ярус, на нем изображены пророки по обеим сторонам Девы с Младенцем, а весь иконостас осеняет крест с иконописным (объемных в храме нет) изображением распятого Господа с Богородицей и евангелистом Иоанном по сторонам.

Иконостас домовой церкви в честь свв. Адриана и Наталии

Когда царские врата открыты, в середине алтаря, как правило, выстроенного в виде полукруглой апсиды, молящиеся могут видеть богато убранный престол кубической формы; на нем стоят крест, подсвечники и ковчег, часто сделанный в виде храма, — в нем хранят освященный в евхаристии хлеб. Можно разглядеть и роспись алтаря. В самом низу — два ряда епископов, облаченных для литургии и обращенных к престолу. Над ними у престола сам Христос причащает апостолов, одной рукой — освященным хлебом, другой — из чаши. С полусферического купола апсиды поверх престола в пространство нефа смотрит Богоматерь — изображение ее часто просматривается из нефа поверх иконостаса. Однако молящиеся скорее всего не увидят жертвенника, на котором приготовляются евхаристические хлеб и вино и доступ к которому открывается через северные врата иконостаса. Не увидят они и его росписей, изображающих рождение, смерть и погребение Христа. Не смогут они заглянуть и в южную часть апсиды, служащую ризницей.

Типичный православный храм со всеми его лампадами, свечами и всепроникающим запахом ладана очень отличается от привычной западному человеку атмосферы богослужения. Храм — несравненно больше, чем место, где проводят молитвенное собрание; он — образ неба на земле. Если нижние части нефа изображают видимый мир, то купол, а тем более алтарь — символы неба, где ангелы, архангелы и все силы небесные поклоняются триединому Богу.

Западный христианин замечает, что ему православный храм внушает священный трепет, а православные чувствуют себя там уютнее, чем сам он чувствует себя в своей привычной, гораздо более простой обстановке. Входя в храм, они обходят его кругом, целуют иконы, зажигают перед ними свечи, молятся. Они могут поднести к северным вратам маленькую круглую булочку, именуемую "просфорой" (т.е. "приношением"), и передать ее вместе с поминальным списком живых и умерших диакону или алтарнику. Атмосфера в церкви исполнена благочестия и в то же время неформальна, чему в большой мере способствует то, что в этих храмах нет составленных в ряды сидений. В западных церквах так бывает редко — как правило, там стоят скамьи или стулья.

О необходимости посещать храм Божий

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), — сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях.

«Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что, Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе Земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимаетучастие в молитве церковной. А соборная молитва верующих—великая сила!

Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снидет Дух Святой. Так и бывает... если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием.

Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой, К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

  • В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

    Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

  • Подробнее о поведении в храме

    ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА

    Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

    1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

    2. Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".

    3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).

    4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

    5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

    6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

    7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).

    8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

    9. Допускается включение в записку слов"воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".

    10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего", "озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы", "беременной".

    11. В заупокойных записках отметьте "новопреставленного" (усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных" (усопших, имеющих в этот день памятные даты), "убиенных".

    12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

    О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

    На литургии можно подать записки:

    На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

    На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

    На ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

    КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ

    "Перекрестись, сынок", - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

    Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное - верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно...

    Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

    Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: "В Церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10).

    Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

    Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).

    Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

    Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

    Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

    Православный и католический храм

    Петропавловский соборХристианский храм всегда имеет в плане крест — знак спасения, крест Христа. На Западе храмы строили в виде латинского — удлиненного — креста, что организует пространство динамичное, вытянутое по оси восток-запад, устремленное в сторону алтаря, туда, где на престоле находятся Святые Дары. Это движение подчеркивают ряды колонн, напоминающие торжественное шествие, увлекающее входящего. В западной части Римской империи развивалось христианство социально-активное, миссионерское, что и обусловило выбор соответствующих архитектурных форм, стремительный взлет готических башен и колоколен, словно штурмующих небо. Форма шпиля, как завершение базилики, полностью вытесняет купол, который так любили на востоке.

    В восточной части Римской империи развивалось христианство иного типа — созерцательное, молитвенно-углубленное, стремящееся к внутреннему преображению человека. Здесь и храмы приобретали другие формы. Чаще всего в основе восточнохристианского храма лежит греческий равноконечный крест, благодаря чему храмовое пространство статично, центрировано, собрано под купол, который, подобно покрову, осеняет молящихся. Здесь главное не динамика движения, а покой созерцания, обращенность внутрь и ощущение присутствия Божия. Базилика преображается здесь в крестово-купольный храм. Разработанная в Византии, эта форма была перенята Русью, где получила широкое распространение.

    Так в формах храмовой архитектуры выразилось единство и разнообразие двух традиций — западной, католической и восточной, православной.

    Христианская базилика, как и Иерусалимский Храм, имеет трехчастную структуру: алтарь в восточной части, неф (наос) — в центральной, притвор — в западной. Алтарь напоминает ветхозаветное Святое Святых, туда во время богослужения входят только священнослужители. В православной традиции алтарь отделяется от наоса завесой, что также вызывает аналогии с Иерусалимским храмом. Алтарная преграда на Руси трансформировалась в иконостас.

    Внутри храма

    Православный храм — это целый мир, и в нем можно научиться ориентироваться. В восточной части храма помещается алтарь, потому что Христос — свет миру. Восточная часть храма символизирует также Святую Землю — Вифлеем, Назарет, Иерусалим, где родился, жил, пострадал и воскрес Христос. Сама форма алтарной апсиды — полукруглая — напоминает пещеру, а христианская традиция чтит две пещеры — Вифлеемскую, где родился Христос — и Гроб Господень, куда положили снятое с Креста тело Иисуса и откуда Он восстал, разрушив узы смерти. Противоположная восточной, западная сторона храма символизирует заход солнца, там, в притворе, расположенном в западной части храма, стоят кающиеся и некрещеные.

    Храм и его росписи — это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, ибо храм приходит сверху, с неба. И верхняя его часть называется "небо", а нижняя — "земля". Небо и земля — составляют космос (это слово по-гречески означает "украшенный"). И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего — Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в виде Иисуса Христа — Пантократора (Вседержителя)1. В левой руке Он держит книгу, правой — благословляет Вселенную.

    При переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую Весть через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изображаются основные события евангельской истории, на арках — апостолы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Соборы, жития святых — вплоть до истории государства и данной местности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее ни один храм внутри не похож на другой — в каждом программа росписей оригинальная.

    Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности, святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания — Голгофа, место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части храма, там, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира — в противоположной части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира, образ лона Авраамова — рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому что выходя из храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако, Страшный Суд должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за прожитую жизнь.

    Храм — это космос, вмещающий всех живших, живущих и тех, кто будет жить — все они сосуществуют в замысле Божием о мире. Своды храма поддерживают мощные столбы, на которых изображены фигуры святых — это мученики, воины, те, кого принято называть "столпами Церкви". Своим духовным подвигом они держат духовное здание Церкви, так же, как здание храма покоится на столбах. В откосах окон изображены святые монахи. Древнерусские храмы строились с толстыми стенами, поэтому здесь образовывались довольно значительные плоскости, позволявшие располагать изображения. Здесь обычно изображают преподобных — пустынников, основателей монастырей, учителей духовности. Окна в храме подобны глазам — они источник света, через них храм смотрит на мир. Преподобные — это "глаза Церкви" — они смотрят на мир и видят то незримое, что невидимо для других.

    В апсиде часто изображена Богородица-Оранта, молящаяся. Ниже, во втором ярусе обычно изображается Евхаристия — сцена причащения апостолов, где Христос является священником. Самый нижний ярус алтарных росписей занимают фигуры отцов Церкви — богословы, творцы литургии, создатели догматов, учителя — те, кого можно назвать интеллектуальным фундаментом Церкви. Среди них мы видим святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Николая Мирликийского.

    Фигуры святых писали и на стенах храмов, помещая их почти вровень со стоящими во храме людьми. Этим подчеркивалось, что в богослужении принимают участие и святые, незримо присутствующие среди нас.

    Православный крест

    Наиболее распространенным в Православии является восьмиконечный крест, его также называют распятием. На вертикальной оси находятся три перекладины. Средняя, большая — для рук распятого Христа. Верхняя обозначает табличку с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Такую надпись на трех языках — греческом, латинском и еврейском — приказал прибить к кресту Христову Пилат. Это был римский обычай — указывать на табличках вину казенного. В православной традиции ноги Христа пронзены не одним гвоздем, как в католической, а двумя — каждая нога в отдельности. Как показывают исследования Туринской плащаницы, так и было в действительности. Нижняя перекладина — для ног Распятого. Один конец ее приподнят. Этот приподнятый конец указывает на небо, куда направился благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, а другой, опущенный — на ад, место для другого, нераскаявшегося разбойника.

    Часто внизу креста можно увидеть череп — это глава Адама, который, по преданию был похоронен на Голгофе, под местом распятия Христа.

    Рядом с крестом иногда также изображают Богородицу и любимого ученика Христа — апостола Иоанна. Часто изображают орудия мучений Христа — копье, которым пронзили Ему бок, и губку с уксусом, которую подал Ему римский воин.

    Иногда можно увидеть крест с полумесяцем. Иногда думают, что это символ победы православия над мусульманством. Но крест с полумесяцем известен задолго до столкновения христиан и мусульман, с первохристианских времен: здесь соединены форма креста и якоря — знака надежды. Полумесяц символизирует и евхаристическую чашу с кровью Христовой, искупающей человеческие грехи. Такие кресты устанавливают на храмах, посвященных Богородице, потому что луна, полумесяц — знак Богородицы, крест — знак солнца и символ Христа.

    Свет в храме

    Символом единства земного и небесного является объединение в храме двух потоков света — света горнего, льющегося сверху, из-под купола, и света дольнего, идущего от свечей и лампад, символизирующих молитвы верующих.

    В храмовом действе свет играет роль дирижера: именно от света во многом зависит, как воспринимается храмовое пространство и все, что наполняет его и происходит в нем. Во время вечерних служб свет обычно гасится, и храм погружается в полумрак. Это символизирует мир, погруженный во мрак до пришествия Христа. Во время утрени священник провозглашает: Слава тебе, Показавшему нам свет!, и зажигаются паникадила (большие светильники, свешивающиеся с потолка), зажигаются свечи, и храм наполняется светом.

    А по большим праздникам, особенно на Пасху, храм заливают потоки света. Празднование Воскресения Христова начинается в субботу, глубокой ночью, также в темноте. Ровно в полночь священники в алтаре начинают петь пасхальные славословия, их подхватывают прихожане. Зажигаются свечи, которые каждый из пришедших держит в руке. Так, от свечи к свече, передается живое пламя — и вот уже храм наполнен сотнями и тысячами маленьких огоньков, сливающихся в движущуюся огненную реку, которая с крестным ходом обходит весь храм. Звучит возглас священника: Христос воскрес! — и тысячи голосов радостно отвечают: Воистину воскрес! В храме зажигаются все светильники, чтобы света было как можно больше. Воскресение Христово празднуется Церковью как победа над смертью, над миром тьмы и греха. Пасха — это торжество света. 

    СВЕЧА

    Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

    Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

    Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

    Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

    Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

    Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.

    Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.

    Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

    Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.

    Куда и сколько следует ставить свечей в Церкви?

    Обязательных правил на этот случай нет. Покупка свечей - малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая большая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая. Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей; к праздничной иконе на аналое посреди церкви, к Образу спасителя или Божьей Матери, на поминальный столик (канун, особый прямоугольный подсвечник с изображением Распятия) - о упокоении усопших. Можно поставить свечу к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете.

    Как правильно ставитьсвечку в Церкви?

    Ставя свечу перед иконой, Крестом, мощами святых, мы тем самым возносим молитву перед церковной святыней, символически показываем горение нашей души перед Богом (именно это обозначает пламя свечи). В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Есть и особый столик с Распятием - обычно находящийся в левой стороне Церкви, перед изображением Креста Господня - куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших (=За упокой=). Подойдя к подсвечнику, следует 2 раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом - церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).

  • После того, как вы поставили свечку, следует ещё раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка, можно приложиться к святыне - благоговейно поцеловать её. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому - кого мы почитаем возжжением свечи.

    Если в Церкви много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, следует просто передать её впередистоящим и сказать, к какой иконе её следует поставить. Нужно заметить, что среди некоторых пожилых людей прихожанок существует совершенно бессмысленное мнение, что передавать свечу левой рукой - «грешно» («можно только правой»). Поэтому, приходя в церковь, следует иметь это в виду, чтобы не раздражать таких людей и не испортить настроение себе и окружающим.

    Звукв храме

    В храмовом космосе очень важен звук. В храмах акустика не совсем обычная, в древних храмах для усиления акустических возможностей в кладку замуровывали горшки и кувшины, чтобы увеличить количество сферических поверхностей, отражающих звук. Поэтому голос, даже не самый громкий, здесь хорошо слышен. Православный храм ориентирован на человеческий голос, как все мироздание — на человека.

    Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Отцы Церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом. Но колокола остались. Вначале их роль была исключительно подсобной — созывать верующих на молитву.

    Колокола, которые кажутся привычно православными, пришли с Запада, а орган, непременный инструмент католического богослужения, был привезен в Европу из Византии, где он звучал при дворе императора.

    Большие колокола используются нечасто, только в торжественные или трагические моменты. Обычно на колокольне православного храма подвешено несколько колоколов разного размера. В православии сложилась традиция благовеста — колокольной полифонии, когда звонарь приводит в движение несколько десятков колоколов, каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.

    Хоровое, унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции вплоть до конца XVII века, является своего рода духовной школой для человека, который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учился гармонической согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, и в целом — со всем мирозданием, созданным Богом по законам гармонии.

    Музыкальная часть богослужения, как и все в храме, имеет не только и не столько эстетическое значение, но свой глубокий смысл, помогающий глубже понять существо православной веры. Здесь слова и мелодия теснейшим образом связаны между собой, поэтому отцы Церкви учили: "Пусть голос твой поет, а ум прилежно размышляет над песнопением". Содержание церковных песнопений должно строго соответствовать догматике — основам веры. Многие песнопения выполняют ту же роль, что и храмовые росписи — объясняют, научают истинам Православия.

    Купола православного храма

    Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.

    Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". 

    Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

    Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

  •    Фоторепортаж
    В Чистополе почтили память священномученика Михаила Чистопольского

       Видеорепортаж
    Выпускной акт в Казанской духовной семинарии


       Новости других разделов

    © Татарстанская митрополия РПЦ, 2001-2013.
    Сайт управляется системой «Expresss-Web».
    Создание и поддержка – проект «Епархия» 
    Сайт создан по благословению
    митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия.
     
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на сайт www.kazan-mitropolia.ru