Публикации

Жизнеописание профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского. Часть 4

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Иван ПОКРОВСКИЙ
Жизнеописание профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского. Часть 4

Петр Васильевич прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов), Иннокентий (Новгородцев) [21], Никанор (Бровкович) [22], прот. А. П. Владимирский [23]) и при пяти казанских архиепископах (Афанасий (Соколов) [24], Антоний (Амфитеатров) [25], Палладий (Раев) [26], Павел (Лебедев) [27] и Владимир (Петров) [28]). Два года он служил при ректоре Академии архим. Антонии (Храповицком), причем один год служил, уже выйдя в отставку. По выходе из Академии он прожил двадцать лет; за это время управляли Академией в сане епископов Антоний (Храповицкий) [29], ныне на покое архиеп. Харьковский,

Алексий (Молчанов) [30], скончавшийся экзархом Грузии, Алексий (Дородницын) [31], ныне ар-хиеп. Владимирский, Анастасий (Александров) [32], ныне еписк. Ямбургский, викарий Петроградский, ректор столичной Академии, и нынешний ректор Академии епископ Чистопольский Анатолий <(Грисюк)> [33], которому суждено благословить в последний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильевича и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе <и> Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений (Брянцев) [34], Димитрий (Ковальницкий) [35], Димитрий (Самбикин) [36], Никанор (Каменский) [37] и ныне здравствующий архиепископ Иаков (Пятницкий) [38], которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Петра Васильевича.

Таким образом, покойный маститый ученый и профессор Петр Васильевич знал девять ректоров Казанской академии 7 и десять казанских архиепископов. Для самой Академии он был живым носителем и выразителем шестидесятилетней истории, верным хранителем преданий родной Академии, в которой он сам долгое время стоял при кормиле правления Академии в должности помощника ректора по церковно-историческому отделению и члена правления, получив еще в 1879 г. степень доктора богословия и ранее того, в декабре в 1868 г., звание ординарного профессора. В течение 36-летней профессорской службы он проходил другие академические должности, преимущественно бесплатные, не связанные с ученопросветительными задачами Академии, начиная с библиотекаря Академии (1865-1870 гг.). Только инспекторская должность и соединенные с нею обязанности чужды были характеру Петра Васильевича. За них он никогда не брался, хотя при избирательном порядке в должность инспектора, на то имел полное право по службе и старшинству. Вообще Петр Васильевич старался избегать таких должностей, которые, хотя и оплачивались, но мешали его профессорской и ученой деятельности.

Как сослуживец, он был человеком прекрасной души и добрым товарищем. И тут скажем словами Я. А. Богородского: «Хотя Петр Васильевич не жил по традициям провинциального общежития, не гостился, но всем был близок душой. Каждая встреча с ним оставляла по себе прекрасное впечатление. Этому содействовали уравновешенность натуры Петра Васильевича, простота и естественность в обращении, изящество и какой-то прирожденный аристократизм в манерах. Безукоризненность последних была такова, что даже зоркая, сметливая молодежь ничего не могла подметить, чтобы благодушно представить Петра Васильевича в лицах. Многостороннее образование, ясное понимание вещей и тонкий, ни для кого не обидный юмор делали его беседу в обществе поучительной и оживленной; благородство души Петра Васильевича, любовь к правде, отзывчивость ко всему доброму и прекрасному поселяли к нему доверие и вызывали на полную откровенность. Доброта души и любовь к Академии у него всегда выражались в щедрых пожертвованиях, в ученой и материальной помощи студентам и для успехов научной деятельности Академии. Петр Васильевич никогда не оставлял без утешения и материальной помощи своих сослуживцев и всех лиц, принадлежащих к Академии, — от профессора до маленького служителя, когда они приходили к нему в трудные минуты душевного горя и материальной нужды».

Выше было сказано, что за 36 лет своей усердной профессорской службы и непрерывной ученой деятельности Петр Васильевич утомился. Близко стоявшие к нему лица воочию видели, что Петр Васильевич с каждым годом не только <не> облегчался, но еще больше подавлялся работами не по своей доброй воле, но, главным образом, от неравномерности распределения академических работ. Здесь на первом месте нужно поставить чтение студенческих семестровых и курсовых сочинений, составление отзывов об ученых трудах на степени магистра и доктора, исполнение всяких поручений от академического начальства и Совета в виде составления публичных речей, адресов, приветствий, некрологов и т. п. Все это распределялось между преподавателями далеко неравномерно, вследствие обычного на Руси недостатка общественной солидарности, частью и от свойства преподаваемого Петром Васильевичем предмета. На долю Петра Васильевича всегда выпадала самая большая часть работ. Между тем число студентов в Академии увеличивалось, следовательно, и работы еще прибавлялось... Петр Васильевич окончательно задумал оставить официальную службу в Академии и не скрывал своего намерения от сослуживцев, едва не убедивших его не покидать Академии. Но честность и прямота намерения у Петра Васильевича взяли верх. «Меня спас от этого соблазна, — говорил он сослуживцам, огорченным его выходом из Академии, — некоторый навык — плод многолетних занятий историей — смотреть на текущие обстоятельства и даже на самого себя с возможно объективной точки зрения, со стороны и даже сверху. Посмотрел я так на себя повнимательнее и увидел, что я сила уже утомившаяся, отработавшая свой термин, что не поспеваю идти вровень, нога в ногу, ни с современным развитием моей науки, ни с работой других членов академической корпорации...», а потому и вышел из Академии. Конечно, в словах Петра Васильевича звучала присущая ему скромность, но, с другой стороны, он всегда высоко ставил положение профессора в аудитории и на кафедре. Кажется, Петра Васильевича очень смущало то обстоятельство, что голос его, никогда не бывший сильным, стал слаб для аудитории и студенты, чтобы не проронить дорогих слов любимого профессора, в последние годы его службы стали придвигать парты чуть не вплотную к его кафедре. Но была еще причина его торопливого ухода из штатных профессоров Академии, о которой он говорил только самым близким к нему людям. Нужно было освободить штатную ординатуру для давно ждавшего ее доктора богословия Михаила Ивановича Богословского [39], человека семейного и нуждающегося. Наши духовные академии в отношении штатных ординатур в недавнем прошлом были поставлены в тяжелое положение. Лица с докторскими степенями за неимением штатных ординатур и экстраординатур оставались доцентами, ожидая или смерти профессора, или какой-либо служебной катастрофы своего ближнего из штатных профессоров. Петр Васильевич первый имел духовное мужество, почувствовав некоторое утомление, освободить свою ординатуру для Михаила Ивановича. Этот добрый и всегда детски наивный старец (вечная ему память!) даже приходил благодарить Петра Васильевича за то, что он освободил для него ординатуру.

Петр Васильевич с присущим ему благодушием принял эту благодарность и даже выражал удовольствие, что своим выходом из состава штатных профессоров сделал добро другому, отчасти и себе, так как академические порядки значительно изменились в последний год его штатной службы... У него достало сил прослужить сверх штата только еще один, 1896/97 учебный год, когда он совершенно оставил профессорскую службу в Академии, но не оставил самой Академии. «Теперь заочно, — говаривал Петр Васильевич, — я, кажется, еще больше люблю Академию, чем любил ее воочию.

У меня от нее сохраняется в памяти только одно хорошее...» Пишущему эти строки незабвенный Петр Васильевич, задумав совсем выйти из Академии, говорил, что неудобно в одном деле хозяйничать двоим. Когда же его преемник на слова своего учителя и руководителя отвечал, что «хозяином» в деле будет он — Петр Васильевич, а молодой преемник будет только работником, и усердно просил его остаться хозяйничать по-прежнему, то услышал решительный ответ: «Нет, так нельзя. Быть хозяином я не имею прав». Не о праве здесь может быть речь, а о пользе дела, говорилось на это Петру Васильевичу, но он оставался непреклонен, уверяя, что в душе и потом он никогда не оставит Академии и своего преемника...

Примечания

21. Архимандрит Иннокентий (Новгородцев) (1823-1868) — ректор Казанской духовной академии. Выпускник Киевской духовной академии (1851), инспектор (1854) и ректор Казанской духовной семинарии (1855-1865), ректор Казанской духовной академии (1865-1868).

22. Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (в миру Александр Иванович Бровкович; 1826-1890) — духовный писатель, философ, доктор богословия. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1852), ректор Рижской (1856-1857), Саратовской (18571865), Полоцкой (1865-1868) духовных семинарий, ректор Казанской духовной академии (1868-1871), епископ Аксайский (1871-1876), епископ Уфимский и Мензелинский (18761883), епископ Херсонский и Одесский (1883), с 1886 — архиепископ.

23. Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821-1906) — ректор Казанской духовной академии (1871-1895), ординарный профессор по кафедре основного богословия (1871-1884), ординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук (1884-1886). Выпускник Киевской духовной академии (1846), иерей (1847). Профессор кафедры православного богословия Казанского университета (1850), декан историко-филологического факультета Казанского университета (1864-1871). Преподавал в университете также логику, психологию и философию. В 1851 году назначен настоятелем университетской Крестовоздвиженской церкви. В 1867 году возведен в сан протоиерея. С 1871 года главный редактор журналов «Православный собеседник» и «Известия по Казанской епархии». Автор трудов, посвященных доказательству подлинности описываемых в Священном Писании событий, в которых опирается на западноевропейские исследования. Ему принадлежат переводы нескольких западноевропейских работ по библеистике.

24. Архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (в миру Андрей Григорьевич Соколов; 1801-1868) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1825), ректор Черниговской (1830-1832), Тверской (1832-1838) и Санкт-Петербургской (1828-1842) духовных семинарий. Епископ Томский и Енисейский (1841-1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский (1853-1856), Казанский и Свияжский (1856-1866).

25. Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров; 1815-1879), почетный член Императорской академии наук. Выпускник Киевской духовной академии, ректор Киево-Софийского духовного училища (1840-1845), ректор Киевской духовной семинарии (1845-1851), ректор Киевской духовной академии (1851-1858), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1858), епископ Смоленский (18591866), архиепископ Казанский и Свияжский (1866-1879).

26. Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев, 1827-1898) — выпускник Киевской духовной академии (1852), инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1862-1864), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1864-1866), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1866-1869), епископ Вологодский и Устюжский (1869-1873), епископ Тамбовский и Шацкий (1873-1876), архиепископ Рязанский и Зарайский (1876-1882), архиепископ Казанский и Свияжский (1882-1887), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887-1892), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1892-1898), первоприсутствущий член Святейшего Синода.

27. Архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев; 1827-1892) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1853), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1859-1861), ректор Смоленской духовной семинарии (1861-1866), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1866-1868), епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1868-1869), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1869-1871), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1871-1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882-1887), архиепископ Казанский и Свияжский (1887-1892).

28. Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (в миру Иван Петрович Петров; 1828-  1897) — духовный писатель, миссионер. Выпускник Киевской духовной академии (1853), инспектор Иркутской духовной семинарии (1857), инспектор Томской духовной семинарии (1857-1861), инспектор и экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии (1861-1865), начальник Алтайской Миссии (1865-1880), епископ Бийский, викарий Томской епархии (1880-1883), епископ Томский и Семипалатинский (18831886), епископ Ставропольский и Екатеринодарский (1886-1889), епископ Нижегородский и Арзамасский (1889-1892), архиепископ Казанский и Свияжский (1892-1897).

29. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863-1936) — один из наиболее ярких богословов и иерархов Русской Церкви конца ХІХ — начала ХХ века. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии (1885) был преподавателем Холмской духовной семинарии (1886), доцентом (1887) и инспектором (1889) Санкт-Петербургской духовной академии. Ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1990). В том же году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. Ректор Казанской духовной академии (1895-1900). Епископ Чебоксарский (1897), епископ Чистопольский (1899), викарий Казанской епархии. Епископ Уфимский и Мен-зелинский (1900-1902), архиепископ Волынский и Житомирский (1902-1914), возведен в сан архиепископа (1906), член Святейшего Синода (1912), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914-1917), возведен в сан митрополита (1917), митрополит Киевский и Галицкий (1918) — сохранял этот титул до самой смерти в эмиграции. В зарубежье явился одним из основателей и первым председателем Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей (1921).

30. Архиепископ Алексий (в миру Алексей Васильевич Молчанов; 1853-1914) — духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам. Выпускник Казанской духовной академии (1887), ректор Казанской духовной семинарии (1899), ректор Казанской духовной академии (1900-1905), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (1900), епископ Таврический и Симферопольский (1905-1910), епископ Псковский и Порховский (1910-1912), епископ Тобольский и Сибирский (1912-1913), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1913-1914).

31. Архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын; 1859-1919) — духовный писатель и богослов. Выпускник Московской духовной академии (1885), ректор Литовской духовной семинарии (1903-1904), епископ Сумский, викарий Харьковской епархии (1904-1905), епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (1905), епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии (1905-1912), епископ Саратовский и Царицынский (1912-1914), архиепископ Владимирский и Суздальский (1914-1917).

32. Епископ Ямбургский Анастасий, викарий Санкт-Петербургской епархии (в миру Александр Иванович Александров; 1861-1918) — ученый-славист. Выпускник историкофилологического факультета Казанского университета (1883), приват-доцент кафедры сравнительного языковедения Дерптского университета (1886), приват-доцент кафедры сравнительного языковедения и санскрита Харьковского университета (1886-1888), экстраординарный профессор кафедры сравнительного языковедения и санскрита Казанского университета (1888-1889), профессор кафедры славянской филологии Казанского университета (1889-1911), профессор Казанской духовной академии по кафедре истории славянских и Румынской церквей (1910-1911). Пострижен в монашество (1910), инспектор Казанской духовной академии (1910-1912), профессор Казанской духовной академии по кафедре церковнославянского и русского языков и палеографии (1911-1913), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (1912-1913), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1913-1918), последний ректор Санкт-Петербургской духовной академии до ее закрытия (1913-1918), автор научных трудов по славистике, сравнительному языкознанию, русской диалектологии, церковнославянскому и литовскому языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. Знаток многих славянских языков и санскрита.

33. Священномученик Анатолий, митрополит Одесский и Херсонский (в миру Андрей Григорьевич Грисюк; 1880-1938) — историк церкви. Выпускник Киевской духовной академии (1904), инспектор и профессор Московской духовной академии (1912-1913), ректор Казанской духовной академии (1913-1921), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (1913-1922), епископ (с 1923 — архиепископ) Самарский и Ставропольский (1922-1928), архиепископ (с 1932 — митрополит) Одесский и Херсонский (1928-1936). Арестован в 1937 году, скончался в 1938 году в Кылтовской сельхозколонии Республики Коми. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

34. Архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (в миру Александр Дмитриевич Брянцев; 1839-1914) — выпускник Киевской духовной академии (1868), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской митрополии (1882-1887), ректор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии (1883), епископ (с 1893 — архиепископ) Рижский и Митавский (1887-1897), архиепископ Казанский и Свияжский (1897-1903), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1903-1914).

35. Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий; 1839-1913) — профессор Киевской духовной академии, духовный писатель и церковно-общественный деятель. Выпускник Киевской духовной академии (1867), профессор кафедры древней и новой общей церковной истории (1878), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии и ректор Киевской духовной академии (1898-1902), епископ Тамбовский и Шацкий (1902), архиепископ Казанский и Свияжский (1903-1905), архиепископ Одесский и Херсонский (1905-1913).

36. Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (в миру Димитрий Иванович Самбикин; 1839-1908) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1865), ректор Тамбовской духовной семинарии (1872-1881), ректор Воронежской духовной семинарии (1881-1886), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1886), епископ Балтский, викарий Подольской епархии (18871890), епископ Подольский и Брацлавский (1890-1896), епископ (с 1898 — архиепископ) Тверской и Кашинский (1896-1905), архиепископ Казанский и Свияжский (1905-1908). Опубликовал множество научных трудов, в том числе по Догматическому богословию и Священному Писанию Нового Завета. Главный труд архиепископа Димитрия (Самбикина) — «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местночтимых» (1878-1907).

37. Архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (в миру Никифор Тимофеевич Каменский; 1847-1910) — богослов, археограф. Выпускник Казанской духовной академии (1874), законоучитель Казанской учительской семинарии (1874-1879), протоиерей (1879), ректор Казанской духовной семинарии (1879-1891), пострижен в монашество (1889), архимандрит, епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (1891-1893), епископ Архангельский и Холмогорский (1893-1896), Смоленский и Дорогобужский (1896-1899), Орловский и Севский (1899-1902), Екатеринбургский и Ирбитский (1902), Гродненский и Брестский (1903-1905), архиепископ Варшавский и Привисленский (1905-1908), архиепископ Казанский и Свияжский (1908-1910). Покровитель церковноисторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности. Основатель церковно-археологических комитетов в Смоленске и Гродно и церковноисторических музеев в Орле и Варшаве.

38. Митрополит Томский Иаков (в миру Иван Алексеевич Пятницкий; 1844-1922) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1870), архимандрит, ректор Вифанской духовной семинарии (1886-1891), епископ Ба-лахнинский, викарий Нижегородской епархии (1891-1892), епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1892), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1893-1898), епископ Кишиневский и Хотинский (1898-1904), архиепископ Ярославский и Ростовский (1904-1907), Симбирский и Сызранский (1907-1910), архиепископ (с 1917 года — митрополит) Казанский и Свияжский (1910-1920), митрополит Томский (1920-1921). В 1922 году в Томске скончался вскоре после перенесенной тяжелой операции.

39. Богословский Михаил Иванович (18441915) — доктор богословия, профессор Казанской духовной академии. Выпускник Казанской духовной академии (1870), доцент (1871), экстраординарный (1886) и ординарный (1895) профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета, доктор богословия (1895), преподаватель немецкого языка (1884-1896). Под руководством П. А. Юнгерова принимал активное участие в переводе Ветхого Завета на русский язык с XX. Следуя традиции православной новозаветной исагогики и экзегезы, критиковал рационалистические воззрения на евангельскую историю, в частности взгляды Л. Н. Толстого и представителя новой (тюбингенской) школы богословия Адольфа Гарнака. Автор многочисленных статей, посвященных в основном хронологически последовательному изучению жизни Иисуса Христа и толкованию сложных мест новозаветных текстов, апостольских посланий, среди них: «Пролог Евангелия св. ап. Иоанна» // Православный собеседник, 1878 Т. 1. С. 400-433; «Пролог св. Евангелиста Луки» // Православный собеседник, 1879. Т. 1. С. 3-34.; «О двух гносеологиях Иисуса Христа» // Православный собеседник, 1880. Т. 1. С. 29-75. и др.

Теги:
Казанская духовная академия
Петр Знаменский
Православный собеседник
история Казанской епархии

Православие в Татарстане

Все публикации