Публикации

Без Церкви нет спасения

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Известия по Казанской епархии
Без Церкви нет спасения

Поучение иеромонаха Варсонофия, напечатанное в «Известиях по Казанской епархии» в качестве материала для проповеди простому народу по поводу провозглашенной свободы совести.

Теперь наступили такие времена, когда всякий человек — будь он иудей, штундист, латинянин, старовер, язычник или другой кто может не только сам держать свою веру, но и других в нее завлекать. Никто ему запретить этого не имеет права. Все веры — и истинная, благочестивая, приводящая к Богу, и ложные, уводящие от Бога, нечестивые, теперь получили в России одни права, все уравнены пред гражданским законом. Поэтому, надо ожидать, что проповедники, всех вер будут из всех сил стараться зазывать к себе народ, говорить, будто у них истина, а у других ложь и погибель, всякую человеческую выдумку станут выдавать за божественную правду. Вот почему нам, православным людям, надо удвоить осторожность, чтобы не принять ложных пророков за истинных, обольщение за правду и вместо царства Божия не оказаться в сетях врага человеческого рода — диавола. А для этого нам надо прежде всего твердо знать свою собственную православную веру; дать себе отчет, почему вне нашей православной Христовой Церкви нигде в целом мире не может быть истинно христианской жизни и спасения. Раccудим об этом подробнее.

Спрашивается: зачем, какое дело совершить приходил Господь наш Иисус Христос на землю. Ответ на этот вопрос мы находим в той вдохновенной молитве, какую Христос Спаситель произнес пред Своими вольными страданиями после прощальной беседы с учениками «Отче Святый» молился Христос: «соблюди их (учеников) во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11). Но не об одних только святых апостолах молился Спаситель, а и о всех нас христианах, верующих в Него. «Не о них только молю», говорил Христос: «но и о верующих в Меня по слову их: да будут вси едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (там же, стих 21)... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня, и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ст. 22—23).

Видите, возлюбленные, что целью пришествия Христа Спасителя на землю было уничтожение греховного разделения и вражды между людьми и создание единого на всю вселенную верующего человечества, в котором не было бы никакого разъединения. Другими словами, Христос хочет, чтобы как на небе Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый составляют одно или как тысячи тысяч ангелов и праведных душ живут в Боге одной общею жизнью, одно любят, к одному стремятся, одного желают, имеют одну общую волю (Божию), так и на земле все истинно верующие люди были бы одно. Эту мысль Спаситель не раз повторял и в других местах Своей земной проповеди. Вот, например, в притче о добром пастыре, которую так часто вы слышите в храме, Он говорит, что Ему надлежит из целого мира выбрать всех добрых овец и собрать их воедино, дабы в целом мире было только одно (богоизбранное) стадо и один Пастырь Христос (Ин. 10, 18). Заметьте: ни два, ни три, ни четыре, ни несколько и не много стад, а одно стадо. Вот это то единое Свое стадо, составленное из верных рабов Божиих, собранное из всех племен и народов земли, когда бы и где они ни жили, лишь бы действительно прилепились ко Христу, Спаситель и назвал Своей Церковью: «создам Церковь Мою, — говорил Он, — и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Вот эту-то истину и мы с вами исповедуем, когда, повторяем за каждой Литургией и при святом крещения слова символа веры: «верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь».

Ту же веру всегда внушали своим слушателям святые апостолы, когда, например, говорили, что все мы, истинно верующие христиане, составляем единое «тело Христово», в котором ни один член не может обойтись без других, жить особняком от прочих (Кор. 12, 1), — когда убеждали, что у нас, у христиан, все, чем мы спасаемся, у всех общее: «у вас одно тело и один дух, — пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (глава 4-я, стихи 5—6), — как и вы призваны в одной надежде звания вашего; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас», — когда, наконец, повелевали христианам больше всего на свете дорожит «единством духа в союзе мира» (там же, стих 3-й), быть «единомысленными и единодушными» (Фил. 2, 2), как огня бояться всяких разделений и раздоров (Кор. 1, 10—13), держаться общих благочестивых обычаев и порядков церковной жизни и вообще иметь как бы «единыя уста» для прославления Триединаго Бога (Рим. 15, 6).

По этой вере нашей выходит, что никто из людей не может спастись иначе, как сообща со всеми, общей всем благодатию Христовой и общими молитвами Святой Церкви. Как видите, Христос так устроил наше спасение, что все Свои дары, Свою благодать, Свою спасительную истину вручил не одному какому-нибудь лицу и вручает не каждому в отдельности человеку, а всему вселенскому Братству христиан, всей Церкви православной.

Сила православной веры

Сила православной веры

Повторяем: Христос так устроил наше спасение, что ни у кого из нас нет и не может быть ни своей особой веры, ни своих особых способов спасения, ни отдельной благодати, ни отдельного Христа Искупителя, но у всех все общее. А всякий, кто пожелал бы спасаться сам по себе, помимо Церкви, сказал бы, что он не нуждается ни в благодати, какая преподается в церковных таинствах, ни в общецерковных молитвах и порядках богоугодной жизни, ни в помощи прославленных Церковью угодников Божиих, через то лишился бы и Христа, главы церковного тела, уподобился бы ветви, которую отсекли от дерева. Отсюда ясно видно, что спасаться можно лишь в Церкви, а вне Церкви нет спасения. Бот почему еще Спаситель наш сказал; что о человеке, нарушающем благочестивые порядки жизни, надо поведать Церкви, а если упорствующий грешник и увещания Церкви не станет слушать, но будет жить по своему нраву, то пусть он будет тебе «как язычник и мытарь» (Мф, 18, 17), считай его наравне с неверным. Святые Апостолы таких непокорных людей, пренебрегающим уставами Церкви, называют еретиками и отступниками (Тит. 3, 10; 1 Тим. 4, 1), велят их всячески остерегаться. Святые Отцы пишут, что всякий человек и всякое самочинное общество (еретики, раскольники, сектанты, иноверные), раз они не имеют общения с Церковью, не признают ее законов, то не имеют и благодати Христовой (Первое правило святителя Василия Великого), и говорят, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» (святитель Киприан Карфагенский).

Из всего сказанного вы сами можете убедиться, как должна быть дорога сердцу православного христианина вера в единую святую Церковь Христову, с какою ревностью следует оберегать себя от всех покушений со стороны еретиков и раскольников, с каким самоотвержением должно перебороть в себе всякое самолюбие и гордыню, которые ведут нас к взаимным раздорам, к распрям, к удалению от общих церковных молитв, к пренебрежению общими установлениями Церкви и составлению своих самочинных обычаев и мнений.

Теги:
Известия по Казанской епархии
вера в Бога
Бог и человек
спасение

Православие в Татарстане

Все публикации