Публикации

Истинное счастье христианина — быть не только званным на вечерю, но и избранным

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Известия по Казанской епархии
Истинное счастье христианина — быть не только званным на вечерю, но и избранным

Поучение за полунощным молебном на новый год

Поздравляю вас, возлюбленные братие и сестры, с наступившим новым летом благости Господней.

Настоящая торжественная минута, когда мы с сердечным трепетом за свое будущее вступаем в новую годину нашей жизни и когда мы своим присутствием в храме как бы вверяем это будущее Самому Господу Богу, — эта минута переносит нас в один из трагических моментов всемирной истории.

Мы разумеем время пред пришествием на землю Спасителя мира. Языческий образованный греко-римский мир, не знавший сверхъестественного Божественного Откровения и особых благодатных средств помощи Божией, исчерпал все свои естественные человеческие силы, чтобы определить для себя высшее благо — счастье здесь на земле и осуществить это благо. Но все попытки язычника, не озарённого светом Божественной истины, не привели ни к чему положительному, что удовлетворило бы человека: в области мысли одно заблуждение следовало за другим, а в людских взаимных отношениях царила кровожадная борьба за существование, в которой человек для человека был, по выражению писателя того времени, не братом, а как бы волком. Люди зашли в тупик и не знали, как выбраться из него. Лучшие мыслящие, чуткие умы из общества, руководимые голосом совести и естественным Откровением, находили только один просвет в будущем: загадка счастья, говорили они, и бесчисленные жизненные противоречия будут разрешены, а человечество выйдет из создавшегося тупика только тогда и в том случае, если сам Бог сойдет с неба на землю, возвестит людям утерянную ими истину, и тем Сам поможет достигнуть им высшего блага. Не знаменательно ли это признание, к которому вполне самостоятельно пришла языческая мысль, совершенно оторванная от света сверхъестественного Божественного Откровения! Действительно, как оно поразительно совпадает со словами псалмопевца, озарённого этим светом: «аще не Господь созиждет дом, говорить он, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранить град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1)[1].

Дорожите временем

Дорожите временем

Но вот пришло назначенное время, исполнилось «чаяние языков», явился на землю Иисус Христос и принес искомое счастье; «приидите ко мне вси, говорить Он людям, Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе», ибо оно «благо и бремя Мое легко» (Мф. XI 28-30); «се стою при дверех (сердца) и толку, аще кто услышишь глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною» (Откров. III, 20). Смотрите, как близко истинное счастье к каждому из нас, и однако же может ли кто-нибудь из нас сказать, что он именно обладатель этого счастья, что никто и ничто другое, как только Христос является началом и концом, альфой и омегой всех его жизненных отношений, что душа его, вследствие этого, спокойна во всякий момент его существования. Пусть собственное сознание каждого из нас в отдельности ответит на этот вопрос. Если же мы взглянем на обычную картину окружающей нас действительности, то едва ли не сознаемся, что она очень и очень во многом напоминает тот тупик, в который зашло языческое общество, так жаждавшее явления Бога на нашей грешной земле. Но что было понятно для времени до Христа, то совершенно ненормально для современности, живущей в атмосфере христианства и основанной Спасителем Церкви с ее благодатными средствами. Причина такой ненормальности, такой отдаленности нашей от истинного счастья, при всей его близости к нам, указывается, в известной, конечно, Вам притче Господа о званных на вечерю. Господь всех зовет к истинному счастью — к жизни вместе с Собой, по Его заповедям; званных, поэтому, много, но избранных, пришедших на вечерю, очень и очень мало. Одни отказался идти на зов Господа, потому что землю купил и нужно ее посмотреть, другой — купил волов, которых нужно испытать, третий — женился и безраздельно отдался радостям супружеской жизни и т. д. и т. д. Очевидно, мало избранных, мало достигающих истинного счастья оказывается потому, что человек с головой зарывается в различные скоропреходящие мирские привязанности; в них полагает главный, если не единственный, смысл жизни и за ними забывает «единое на потребу». Как часто мы бываем склонны все в своей жизни расценивать рублем, а не какой-либо высшей духовной меркой. Отсюда и получается, что малейшая неудача человека повергает его в отчаяние или приводить к роковой развязке с жизнью. Это вполне понятно: у человека оземленившагося, кроме мирских привязанностей, нет другой почвы под ногами, нет другой точки опоры, которая поддержала бы его в тяжелую минуту жизни. Отсюда объясняется и тот тяжелый тупик, в который нередко попадает современность. Но было бы, конечно, ошибкой думать, что жребий избранных евангельской притчи обязывает нас совсем отказаться от всех создавшихся условий нашей жизни и уйти, наподобие отшельников, куда-либо в уединение. Нет, во всяком общественном положении и состоянии, во всяком честном делании можно приблизиться ко Христу, оказаться не только званным на вечерю, но и избранными. Нужно лишь каждый шаг своей жизни измерять не своим горделивым своекорыстным умом, а Христовой истиной.

Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов

Божие избрание зиждется на основании реакции человека на Божий зов

Прекрасно изъясняет эту мысль святитель Иоанн Златоуст. Чтобы не впасть в плен различных житейских греховных соблазнов и искушений, говорит Златоустый Учитель Церкви, помни, христианин, Того, Кто — путь, истина и жизнь: «Этому Учителю внимай, Его наставлениями руководись. С него бери пример, с Ним и соображайся. Если хочешь, перейди от Учителя к Ученикам. Иной из них прославился нищетою (Илия), иной богатством (Авраам), один супружеством, другой девством. Иди каким угодно путем; тот и другой ведет к небу. Иной прославился постом (Иоанн Креститель), другой спасся и без поста (Иов). И будучи царем, можно стяжать добродетель: порфира и корона нисколько не развлекали Давида. Ты хотел бы видеть, спасаются ли в воинском звании. Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянки... Так преданный Богу человек равно является добродетельным, находясь в богатстве и бедности, в болезни и здравии, в славе и бесчестии»[2]...

Итак, братие и сестры, истинное счастье около вас, вы все — званные на вечерю. Стремитесь же в наступившую годину вашей жизни, стремитесь со всей энергией стяжать и жребий избранных. А милосердый Господь, по вашей вере, подвигшей вас на молитву в настоящий полунощный час, и по предстательству за вас ваших небесных покровителей, да сподобит вас достигнуть этого великого и чудного жребия.


[1] Толкование: И зиждущие и стрегущие, никто да не полагается на собственную силу, но да призывают Божию помошь. При ея содействии то и другое удобно, а когда Бог медлит подать помощь, тогда старание человеческое напрасно.

[2] Из толковании на послание Aпостола Павла к Фиилиппийцам, Беседа 15-я.

Источник: Известия по Казанской епархии, №1, 1916 год

Теги:
Новый год
Бог и человек
вера в Бога
духовная жизнь
притча о брачном пире

Православие в Татарстане

Все публикации